Project Description
Заслуженный артист России, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Александр Фисейский (р. 1950) ведет разностороннюю творческую жизнь. Он известен как исполнитель, педагог, организатор, исследователь.
Александр Фисейский завершил образование в Московской консерватории у блистательных педагогов В. Горностаевой (фортепиано) и Л. Ройзмана (орган). Он выступал со многими именитыми оркестрами, солистами и певцами. Партнерами музыканта были В. Гергиев и В. Федосеев, М. Янсонс и В. Минин, М. Федотов и Э. Хаупт, М. Хёфс и М. Онимус, Е. Образцова и В. Левко. Его исполнительское искусство было представлено более чем в 30 странах мира. Сольные концерты музыканта проходили в таких известных залах, как Национальный собор в Вашингтоне, Церковь св. Троицы в Нью-Йорке, Собор Парижской Богоматери, Собор св. Стефана в Вене, Кёльнский собор, Вестминстерское аббатство и Собор св. Павла в Лондоне, Королевский колледж в Кембридже и Колледж королевы в Оксфорде.
Органист участвовал в крупнейших музыкальных фестивалях, записал свыше 40 грампластинок и компакт-дисков на исторических и современных органах, осуществил премьеры сочинений современных авторов Б. Чайковского, О. Галахова, М. Коллонтая, В. Рябова, Э. Опица, В. Эрбахера, М. Вайса и других.
Значительные события исполнительской карьеры Александра Фисейского связаны с именем И.С. Баха. Этому композитору он посвятил свой первый сольный концерт. Неоднократно исполнял цикл из всех органных сочинений Баха в городах России и бывшего СССР. 250-летие со дня смерти Баха в 2000 году А. Фисейский отметил уникальными сериями концертов, четыре раза исполнив все органные произведения великого немецкого композитора на его родине. Причем в Дюссельдорфе этот цикл был исполнен Александром Фисейским в течение одного дня. Начав эту уникальную акцию, посвященную памяти И.С. Баха в 6.30 утра, российский музыкант завершил ее в 1.30 ночи следующего дня, проведя за органом практически без перерыва 19 часов! Компакт-диски с записью фрагментов дюссельдорфского «органного марафона» изданы немецкой фирмой Griola. Александр Фисейский был занесен в Книгу рекордов планеты (Российский аналог Книги рекордов Гиннеса). В сезонах 2013–2016 гг. А. Фисейский исполнит цикл «Все органные сочинения И.С. Баха» (15 программ) в Кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.
В 2012–2013 гг. сольные концерты российского органиста с успехом прошли в музыкальных центрах Германии, Швейцарии, Франции, Италии, Дании, России и Белоруссии.
Активную концертную деятельность Александр Фисейский совмещает с педагогической работой, возглавляя кафедру органа и клавесина в Российской академии музыки им. Гнесиных. Он проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри органных конкурсов в Канаде, Великобритании, Германии и России.
Музыкант явился инициатором и вдохновителем Международных фестивалей органной музыки в нашей стране. С 2005 года он проводит в Концертном зале им. П.И. Чайковского фестиваль «Девять веков органа» с участием ведущих зарубежных солистов; с 2006 года в РАМ им. Гнесиных – ежегодный Международный симпозиум «Орган в XXI веке».
Важнейшей частью просветительской деятельности А. Фисейского является пропаганда национального органного наследия. Это – семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись компакт-дисков «200 лет русской органной музыки», выпуск трехтомника «Органная музыка в России» в издательстве Bärenreiter (Германия). В 2006 году российский органист провел семинар по русской музыке для участников съезда Американской гильдии органистов в Чикаго. В марте 2009 года увидела свет монография А. Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)».
Александр Фисейский пользуется огромным авторитетом среди российских и зарубежных органистов. Он избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991), Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994).
Цитаты:
«Для меня орган – это, наверное, смысл жизни. Когда я впервые услышал этот инструмент, для меня как-то сразу стал ясен мой путь в музыке и мой путь в этом мире. Не было никаких сомнений. Наступила ясность, и нужно было просто следовать этим путем, в меру сил трудиться и не особенно думать о результатах. Результаты уже приходили просто как отражение того отношения, которое было у меня к этому инструменту и к музыке, созданной для него».
«Орган требует полной самоотдачи, и даже самоотречения. Это в каком-то смысле – духовный подвиг, на который, может быть, способен не каждый».