Что такое консерватория? Это место, где принято чинно вести себя, слушая музыку, или обучаясь музыке. Но всегда ли там было чопорно и чинно? И почему это название так похоже на слово «консервы»?

Ospedale della Pieta

Ospedale della Pieta

Изначально консерваториями называли приюты для беспризорников, которых там «консервировали», то есть, говоря по-русски, а не по латыни – спасали от голода и холода. Латинский глагол conservare как раз означает “сохранять”, и его можно применять не только к овощам и фруктам, но и к детям, нуждающимся в защите. Можно только представить, сколько чинности проявляли маленькие уличные бродяги – воспитанники первых консерваторий. Почему же вдруг богоугодные заведения стали образовательными учреждениями для музыкантов, еще и такого высокого уровня?

Все началось с венецианского приюта Оспедале-делла-Пьета (Ospedale della Pieta). Изначально это заведение было даже не приютом, а специальной гостиницей для крестоносцев. Когда эпоха крестовых походов минула – Оспедале-делла-Пьета постепенно начал принимать под свою крышу брошенных девочек. Почему именно девочек? От них избавлялись охотнее, каждая девочка несла с собой расходы на приданое. А вообще «лишних» детей в Венеции появлялось больше, чем во многих иных городах, учитывая вольные нравы Светлейшей республики и любовь к маскарадам, где можно было веселиться инкогнито.

Ospedale della Pieta

Ospedale della Pieta

Неизвестно, кому первому из служителей Оспедале-делла-Пьета пришла в голову мысль учить воспитанниц музыке на высоком уровне, но идея была весьма здравая. Во времена Вивальди музыка в Венеции была крайне модным занятием и хорошие музыканты стоили дорого. Имея качественный хор и оркестр, приют не только зарабатывал себе на хлеб насущный и не зависел от милости благотворителей но и мог обеспечить приданым наиболее выдающихся артисток. Воспитанницы стали популярны во всей Венеции и за ее пределами, они выступали на публичных концертах и на закрытых мероприятиях наподобие современных корпоративов. Особый интерес к девочкам подогревал тот факт, что из соображений благочестия они всегда выступали за решетками, полностью скрывающими лица. Из девичьих коллективов вырастали звезды – скрипачки, певицы и даже композиторы. Некоторые имена сохранились. Но более всего известен один из их руководителей. Его звали Антонио Вивальди и свои шедевральные «Времена года» он написал как раз для юных исполнительниц. Во времена его сотрудничества с Оспедале-делла-Пьета этот приют начал цениться столь высоко, что аристократы отдавали туда своих законных дочерей для получения музыкального образования. Оспедале-делла-Пьета, давший название всем высшим учебным заведениям для музыкантов, просуществовал до 1830 года. Потом там перестали заниматься музыкой и место снова, как во времена крестоносцев, стало гостиницей. И в наши дни это здание занимает гостинично-ресторанный комплекс «Метрополь». А консерватория в Венеции конечно же существует, она имеет высокий рейтинг и мировую известность, вот только названа он не в честь Вивальди, как можно было бы предположить, а в честь его современника, Бенедетто Марчелло. Два композитора, живущие в одном городе, конечно же были знакомы, но вовсе не дружили. Марчелло даже писал разгромные отзывы о творчестве своего коллеги. Может быть, в том числе, благодаря ему Вивальди вычеркнули из списков композиторов на целые 200 лет. Тем не менее, благодаря своим сочинениям для девочек-сирот Вивальди сегодня более востребован, чем Марчелло. А церковь Санта-Мария-делла-Пьета, где выступали его ученицы, сохранилась до наших дней, и сегодня ее часто называют просто церковью Вивальди.

Но венецианцы не думают, что поступили несправедливо, ведь Марчелло был просветителем и организатором и его заслуги перед городом действительно велики. К тому же Венеция – это не только Вивальди, это свой неповторимый взгляд на мир, который нелегко понять если ты не родился в этом удивительном городе, балансирующим между водой и воздухом.

Приглашаем вас на концерт в Соборе на Малой Грузинской : Музыка соборов мира: Сильвио Челегин (орган, Венеция) и Луиза Джаннини (сопрано, Венеция)

https://artbene.ru/concert/28-09-2019/

Выступают:
Луиза Джаннини (сопрано, Италия) Сильвио Челегин (Орган, Италия)

В программе: В. Любек, А. Вивальди, И. С. Бах, Б. Галуппи, Ф. Мендельсон, Дж. Верди

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка #органвмоскве #органвсоборе #малаягрузинская #соборнамалойгрузинской #малаягрузинскаякатолический
#концертынамалойгрузинской #костелнамалойгрузинской #католическийсобор #соборконцерт #концертрасписание #малаягрузинскаяулица #католическийсоборнагрузинской #органнаямузыка #малыйгрузинский #католическаяцерковь #собормосква #фондискусстводобра #органkuhn #органдуховой #органслушать #artbene #artbeneru #музыкасоборовмира