Сколько страданий выпало на долю Богородицы начиная с Благовещения. Она ведь рисковала жизнью, ответив согласием ангелу. По традициям тех времен женщину, беременную не от мужа, могли забить камнями. И потом, родив Божьего Сына, она была вынуждена скитаться, скрываясь от царя Ирода. Все эти невзгоды меркнут перед финалом истории – горем матери, видящей своего ребенка распятым на кресте. Но ангел все равно говорит “Радуйся, Мария, благодати полная”.

Кажется, где же здесь благодать? Чтоб понять это, нужно быть верующим человеком. Сакральный смысл иногда трудно передать словами, но можно – музыкой. Stabat mater А. Вивальди и Дж. Перголези – два гениальных музыкальных рассказа о Смерти, Жизни и Радости.

Латинское стихотворение «Stabat Mater» имеет необычное происхождение. Авторство ее традиционно приписывается итальянцу Якопоне да Тоди, жившему в XIII веке. Он происходил из семьи успешного адвоката и сам сделался преуспевающим юристом. В молодости он любил жить в свое удовольствие. Но со временем в его жизни произошла серьезная перемена.

Легенда рассказывает, что однажды этот бонвиван собрался жениться. Конечно же, на красавице, одновременно строгих нравов – как иначе. Наверняка даже по любви, что касаемо жениха. Невесту вряд ли спрашивали, иначе бы выяснилось еще до свадьбы, что замуж она не особенно стремится.

Вскоре после свадьбы молодая супруга отправилась в паломничество. Случилось землетрясение, и своды церкви, где она молилась, обрушились прямо нее. Но это еще не все. Когда ее мертвое тело вытащили из завалов, то под роскошным платьем обнаружили власяницу.

И тогда Якопоне понял, что жена совершала умерщвление плоти для того, желая испросить у Бога помощь в обращении своего мужа от греховной жизни к праведной. И он действительно стал совершенно другим человеком. От былых развлечений не осталось и следа, как и от юридической карьеры.

Бывший гедонист стал монахом и начать писать мистические стихи. В народе его считали юродивым и посмеивались, но строки из-под его пера трогали всех, потому что были проникнуты таким чувством, будто он сам стоял у креста вместе с Богородицей.

«Stabat Mater» так и переводится «стояла мать». Якопоне да Тоди сочувствует Богородице, «чью душу стонущую, омраченную и скорбящую, пронзил меч». Автор спрашивает в своих стихах: «Какой же человек останется равнодушным, видя Мать Христа в таком унижении?»

Эти слова понятны всем матерям, да и, наверное, всем людям. Потому столько композиторов разных эпох писали музыку на текст «Stabat Mater». Среди них Палестрина, Гайдн, Шуберт, Россини, Лист, Верди, Дворжак, Пендерецкий. И в наши дни продолжают появляться новые произведения.

«Stabat Mater» даже признали отдельным музыкальным жанром. И одной из вершин этого жанра по праву считается шедевр Джованни Баттисты Перголези. Этот композитор прожил всего 26 лет, но успел стать отцом-основателем для целого направления, называемого опера-буффа. На 25-м году жизни композитор заболел чахоткой и покинул Неаполь. Пристанищем ему стало маленькое селение Поццуоли, где и была создана кантата «Stabat Mater». Перголези работал над ней до последних дней своей жизни, постоянно переделывая и улучшая партитуру.

Этот шедевр получил признание далеко не сразу. Современники оценивали сочинение как чрезмерно радикальное. Слишком уж много использовалось в нем приемов, не принятых для того времени – например, мажорный лад в самых трагических местах. «Stabat Mater» Перголези содержит слишком много пассажей, которые скорее могли быть употреблены в какой-нибудь комической опере, чем в песне скорби. Даже знаменитый падре Мартини, у которого сам Моцарт учился писать церковную музыку, не сумел оценить по достоинству это произведение. На самом деле такие парадоксальные средства подчеркивают драматичность текста, обостряя эмоции слушателей. И популярность произведения на протяжении нескольких веков несомненно говорит в пользу Перголези, а не его критиков.

В последующие века «Stabat Mater» Перголези нередко представляли монументальным произведением. И до сих пор жива традиция исполнения этой кантаты большими оркестрами и хорами. А во времена автора оно исполнялось совершенно по-другому – камерно, проникновенно, но от этого ничуть не менее драматично.

Таким же, немногочисленным по составу, замышлялся еще один шедевр, созданный в этом жанре – «Stabat Mater» Антонио Вивальди. Сочинение было написано автором для контральто, струнных и basso continuo по заказу церкви Санта-Мария-делла-Паче в Брешии, городе предков Вивальди по отцовской линии. Вокальная партия предназначалась для исполнителя-мужчины, поскольку женщины в те времена не допускались к исполнению духовной музыки. Конечно, это мог быть только кастрат, причем, обладающий редким тембром. В наше время эту партию исполняют женщины, либо мужчины, обладающие диапазоном и навыком контратенора. Музыка Вивальди довольно виртуозна, что не мешает ей передавать величественные и скорбные образы.

Приглашаем вас на фестиваль духовной музыки «Великая музыка Великого поста» в соборе на Малой Грузинской