Балет проникал в серьезную музыку постепенно и разными путями. Во первых, композиторы любили «разбавить» танцевальными сценками оперу чуть ли не с самого начала ее появления. Да и сами балеты как таковые появились уже в XVIвеке. 1581-м годом датируется первый в истории танцевальный спектакль под названием «Комедийный балет королевы». Автором его значится не профессиональный композитор, а королевский хореограф Бальтазар де Божуайё. Музыкальным ремеслом он, очевидно, тоже владел, но новаторство состояло не в мелодических изысках, а в попытке рассказать историю языком танца. История была проста – фрагмент Одиссеи, когда волшебница Цирцея пытается удержать главного героя у себя на острове, но он возвращается на родину к жене. Ни о какой современной пластике и пантомиме речи не шло, но месье Божуайё проявил изрядную фантазию в геометрических фигурах хороводов и прочих танцевальных построений.

Михайловский театр

Михайловский театр

Столетием позже начались первые попытки драматизировать балетную музыку, но до отдельного музыкального жанра балет дорос лишь в концу XVIII века, когда французский балетмейстер Ж.Ж.Новер решил привнести в танцевальный жанр некоторую философию. Его идея заключалась в следующем: музыка (достаточно серьезная) должна стать «программой, определяющей действия танцовщика. В XIX веке романтики с их тягой ко всему, выходящему за грань обыденности полюбили балет. Именно тогда для большей нереальности и воздушности придумали пуанты, а костюм балерины стал немыслимо легким и открытым. Музыка же, наоборот восприняла симфонические черты и передавала сложные эмоции и состояния героев. В эпоху романтизма появились шедевры балета такие, как «Жизель» и «Корсар» Адана, «Сильвия» Делиба. В России балет долгое время оставался в рамках придворного развлечения. Но прорыв все же случился позже, и связан он с именем Чайковского. С появлением «Лебединого озера» и «Щелкунчика» русский балет начал уверенно завоевывать мир.

Сегодня русскую балетную музыку никто не назовет прикладной. Балеты Чайковского и Глазунова, Шостаковича, Прокофьева и Гаврилина вошли в золотой фонд музыкальной классики. Отдельные номера их исполняют в концертах, используют в фильмах, делают переложения и кавер-версии. Один из вариантов такого творческого переосмысления – исполнение популярных мелодий из балетов на органе. Это далеко от церковной специфики, но орган не только сакральный музыкальный инструмент, он имеет массу оркестровых красок и возможностей. Мир балетных образов, полный фантастики и драмы звучит на органе очень красочно и ёмко.

Приглашаем вас на концерт в соборе на Малой Грузинской : Шедевры русского балета. Орган в четыре руки

https://artbene.ru/concert/04-09-2019/

Для вас выступят : Валерия Анфиногенова (орган)
Людмила Голуб (орган)

В программе : М. Глинка, П. Чайковский, А. Глазунов, С. Прокофьев, В. Гаврилин, А. Хачатурян

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка #органвмоскве #органвсоборе #малаягрузинская #соборнамалойгрузинской #малаягрузинскаякатолический
#концертынамалойгрузинской #костелнамалойгрузинской #католическийсобор #соборконцерт #концертрасписание #малаягрузинскаяулица #католическийсоборнагрузинской #органнаямузыка #малыйгрузинский #католическаяцерковь #собормосква #фондискусстводобра #органkuhn