Ансамбль La Campanella


Руководитель – почетный работник культуры г. Москвы Светлана Шевелева.
Первыми участниками ансамбля старинной музыки La Campanella в 2002 году стали ученики Детской музыкальной школы им. П. И. Юргенсона. Многие из них в дальнейшем окончили музыкальные колледжи и ВУЗы и стали музыкантами, кто-то выбрал другую специальность, но ансамбль они не бросили.
Сейчас La Campanella – это состоявшийся профессиональный коллектив, по подобию западных коллегий объединяющий профессионалов и прекрасно обученных любителей. В программах участвует до 25 человек в возрасте от 7 до 45 и выше, так как с Кампанеллой с удовольствием сотрудничают многие московские и питерские музыканты, играющие и поющие в других ансамблях.
Уникальность коллектива состоит и в том, что в ансамбле нет четкого деления на вокалистов и инструменталистов, драматических актеров и танцоров. Участники ансамбля La Campanella во время выступления постоянно меняют инструменты: то на духовых поиграют, то на щипковых или струнных, то поют, то бегут танцевать. На концертах ансамбля звучат различные виды старинных инструментов: блокфлейты, корнамузы, крумхорны, табор-пайп, волынки, виотта, виола да гамба, ребек, лира да браччо, фидель, лира, псалтериум, барочная гитара, лютня, леверсная арфа, харди-гарди, клавесин, орган, различные виды ударных.
Часто посетители концертов, не знающие итальянского языка, полагают, что La Campanella в переводе означает небольшую компанию. Участники ансамбля не возражают (хотя вообще-то Campanella по-итальянски – это колокольчик). Это действительно веселая компания, объединяющая детей и взрослых, превращающая нелегкий труд в игру, находящаяся в непрерывном поиске нестандартных, часто парадоксальных решений.
La Campanella выступает в московских концертных залах и музеях, имеет абонементы и отдельные концерты в Московской филармонии. В ее репертуаре – музыка Средневековья, Ренессанса и раннего барокко; здесь есть где попеть, поплясать и пошалить.
Кампанельцы всегда стремятся превратить выступление в красочное представление, основанное на достоверном знании исторического материала. Старинная музыка в момент своего рождения в давнюю эпоху не делилась на вокальную и инструментальную, на «детскую» и «взрослую». Она была неотделима от лицедейства, меткого стиха, танца и захватывающих историй. Ей то и дело добавляли красок, меняли маски, тембры и темпы, переиначивали в зависимости от порыва души и от сиюминутного сюжета.
Подобный подход к исполнению очень близок ансамблю. Его излюбленный жанр – пастиччо (итал. pasticcio — паштет; в переносном смысле — смесь, мешанина), спектакль, музыкальный материал которого заимствован из различных ранее написанных опер и камерной или бытовой музыки. В репертуаре ансамбля есть несколько полноценных спектаклей: «Непобедимый Дон Кихот», «В таверне», «Ленивый Гонза, или как жениться на Драконе», «Подлинная история Робинзона Крузо, написанная им самим», «Правда о Дон Жуане» и, наконец, новая работа коллектива – «Рассеянный Амур, или комедия о плутовской любви».
La Campanella – лауреат и дипломант международных и московских конкурсов и фестивалей старинной музыки.