Александр Удальцов (орган)


Лауреат международных конкурсов

Александр Удальцов — талантливый российский органист, композитор.
Родился в Москве. Окончил ДМШ № 1 им. С.С. Прокофьева (по композиции — у Т.Н. Родионовой), Музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (по композиции — класс Т.А. Чудовой). А. Удальцов — выпускник Московской государственной консерватории, среди его учителей такие выдающиеся музыканты, как О.Г. Янченко (орган), Н.Н. Сидельников и Р.С. Леденев (композиция). С 1995 по 2002 гг. был постоянным ассистентом О.Г. Янченко на его московских концертах. А. Удальцов в разные годы стажировался в Международной академии органистов в г. Хаарлеме (Нидерланды) у выдающихся профессоров Л. Ломана, П. Ки, З. Сатмари, Ж. Буайе, Б. ван Оостена, З. Рампе; принимал участие в мастер-классах лучших органистов Европы: М. Хазельбека, З. Сатмари, Ж. Гийю, М. Шапюи, Л. Тальявини, Й. Труммера, Дж. Джозефа, Ж. ван Оортмерссена и др.

Александр Удальцов является членом Союза композиторов России. В числе его сочинений есть произведения для органа и в ансамбле с органом. Его Соната для органа получила восторженные отзывы профессоров Международной академии органистов в г. Хаарлеме в 1998 г.

В 2000 г. Александр Удальцов стал лауреатом IV Всероссийского открытого конкурса органистов в Казани, где получил также специальный приз за лучшее исполнение произведения, написанного для конкурса. В 2002 г. стал лауреатом III Международного конкурса органистов в Гатчине — Полоцке.

Ведет класс органа и композиции в МГДМШ № 1 им. С.С. Прокофьева в Москве (среди его учеников — лауреаты и дипломанты конкурсов и фестивалей).

Александр Удальцов ведет концертную деятельность с 2002 г. С тех пор многократно выступал с сольными программами почти на всех главных органных площадках России, а также в городах Украины, в Западной Европе, в том числе в Петерскирхе (Вена), Аббатской церкви св. Антония (Гаага), во многих городах Германии. Участвовал в международных фестивалях в России и Германии (Москва, Ярославль, Омск, Саратов, Красноярск, Уфа, Котбус, Бад Дюркхайм и др.). Принимал участие в концертах БСО им. П.И. Чайковского. Записи с его концертов неоднократно звучали по радио «Орфей», «Серебрянный дождь».

В репертуаре органиста — музыка четырех столетий, от Свелинка до Мессиана. В разные годы им были исполнены почти все органные произведения Баха, Мендельсона. Также он признан лучшим на сегодняшний день исполнителем произведений своего учителя Олега Янченко. Кроме того, большим успехом у публики пользуются его обработки для органа музыки Чайковского, Гершвина, Пьяццоллы и др.

«Александр Удальцов, безусловно, обладает высокой степенью владения инструментом и музыкантской зрелостью. Впечатляет его педальная и координационная техника, умелое использование регистровых ресурсов органа… В обработках из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» А. Удальцов проявил себя не только как исполнитель, но и как тонкий знаток природы и возможностей инструмента, что позволило ему создать интересные переложения для органа. В лице Александра Удальцова российская органная школа имеет самостоятельно мыслящего музыканта, обладающего большим творческим потенциалом».

(А. В. Фисейский, Заслуженный артист РФ, солист МГАФ,
профессор, руководитель Органного класса РАМ имени Гнесиных)


«Для многих слушателей этот концерт в соборе Св. Марии явился очень приятным сюрпризом. Они услышали игру музыканта международного уровня, настолько захватывающую, что она заставила их совершенно забыть о времени… Александр Удальцов показал себя зрелым артистом, который может полностью сосредоточиться на выражении содержания нотного текста, поскольку технических трудностей для него не существует…
Годится ли любое произведение Гершвина для переложения на орган,
это каждый решает сам. Во всяком случае, «I got plenty of nuttin» вызывает только восхищение…»

«Концерт Александра Удальцова стал для знатоков органной музыки настоящим мастерклассом, а для любителей — чудесным, захватывающим событием. За целый час органной музыки слушатели испытали восторг, даже наградили российского органиста овациями стоя».


(«Emsdettener Volkszeitung», Германия)

«В [баховскую] Прелюдию и Фугу до мажор BWV 547 Удальцов привнес танцевальный импульс в ритмически острую и энергичную манеру игры. Сами по себе кружащиеся мотивы были этим весьма оживлены. Стало ясно, что прослушанные им курсы у таких великих педагогов, как Людгер Ломан, Мартин Хазельбёк, Пит Кее, дали толчок его музыкальному развитию и принесли прекрасные плоды…
Московский органист, проявив прекрасный вкус, приготовил из Концерта соль минор Генделя насыщенное барочное наслаждение для слуха; он играл его с легким юмором и одновременно гедонистически чувственно, окрашивая всё праздничной, беззаботной веселостью…
В своей интерпретации Прелюдии и фуги на тему BACH Листа Александр Удальцов подчеркнул в первую очередь ее импровизационную, рапсодическую свободу. Гибкое использование темпа… привнесло прекрасную жизненную силу в технически сложное произведение…
»


(«Die Rheinpfalz Bad Duerkeim, Kultur Regional», Германия)