Марсель Пруст, Эдуард Мане, братья Гонкуры… Париж рубежа XIX-XX веков дал миру множество имен. Как проводили свой досуг эти выдающиеся люди? Они были завсегдатаями салонов, в которых зарождались и прорастали новые тенденции мирового искусства.

Французское слово «салон» – комната или гостиная – сегодня имеет много значений в разных языках. Это и магазины, и парикмахерские и внутреннее помещение личного автомобиля или самолета.

Также существует Парижский салон – одна из самых престижных художественных выставок Франции, ведущая свое начало со времен Людовика XIV. Она открылась впервые в 1667 году и сих пор, на протяжении вот уже трех веков, каждый уважающий себя французский художник мечтает принять в ней участие.

Есть у слова «салон» значение, не связанное с интерьером напрямую. Так называют клуб единомышленников, которые постоянно собираются в частном доме. Как правило, их объединяет интерес к искусству, реже – к политике. Огромное количество подобных кружков объединений и клубов в XIX веке стало отличительной чертой Парижа. В истории остался знаменитый кружок на улице Руаяль, увековеченный на картине художника Джеймс Тиссо, но это далеко не единственный клуб подобного рода. Руководили жизнь салонами всегда хозяйки – женщины, выделяющиеся умом, талантом, красотой или богатством. Статус салона напрямую зависел от личного статуса владелицы и определял уровень гостей.

Джеймс Тиссо. Кружок на улице Руаяль. 1868 г. Масло, холст. Музей Орсе
Джеймс Тиссо. Кружок на улице Руаяль. 1868 г. Масло, холст. Музей Орсе

Например, самые известные писатели – П. Мериме, Г. Флобер, уже упомянутые А. Франс и братья Гонкур посещали салон принцессы Матильды. Чуть позже завоевала популярность другая «хозяйка» – писательница Жюльетта Адан, более известная под псевдонимом Ламбер. В ее салоне охотно собирались республиканцы, что совершенно не исключало литературных и музыкальных вечеров высокого уровня: «Деньги, высокая политика, культура осеняли собой этот пышный салон, находившийся сперва на бульваре Пуассоньер, а потом на бульваре Мальзерб» писал Мартен-Фюжье в своей книге «Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж».

Великие композиторы такие, как Шопен и Лист также охотно принимали приглашения «хозяек». Конечно во всех салонах стояли прекрасные рояли. И не только. Очень часто атрибутом интерьера была фисгармония – миниатюрный аналог органа. Играя на этом инструменте, исполнитель использовал ноги исполнитель не для игры, а для накачивания воздуха. Под аккомпанемент рояля пели романсы, под аккомпанемент фисгармонии – псалмы и рождественские песенки, которые любили в разных слоях общества, независимо от политических взглядов.

В творчестве многих композиторов-классиков есть дуэты рояля и фисгармонии, написанные специально для салонов. Сегодня эту музыку исполняют достаточно редко. Между тем она красива, эмоциональна и легко воспринимается – как раз то, что любит широкая публика. Просто у большинства из нас предубеждение против слова «салонный», якобы такая музыка должна быть по определению некачественной. А ведь ее писали великие композиторы, которые, к тому же, проводили в салонах весьма важную часть своей жизни!

Приглашаем вас нас концерт: Музыка парижских салонов https://artbene.ru/concert/01-12-2019/

Для вас выступят: Анна Ветлугина (орган, фортепиано)
Галина Гамбург (меццо-сопрано)
Дмитрий Максименко (орган, фортепиано)
Органный дуэт ARTBENE: Анна Ветлугина и Дмитрий Максименко

В программе: Г. Бай, Р. де Буадефр, Ш.-М. Видор, А. Гильман, А. Адан и др.

Место проведения концерта: Библиотека искусств им. А. П. Боголюбова (Москва, улица Сущёвская, 14)

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка#органвмоскве #органнаямузыка #музыкапарижскихсалонов