Твое место среди первых

Подпишись на новости фонда, получай актуальную афишу, уникальные промокоды и специальные предложения на билеты!

Информация2018-10-19T13:25:16+03:00

Концерты в Соборе на Малой Грузинской организует благотворительный фонд “Искусство добра”. Собранные с концертов средства направляются на содержание здания Собора, реставрацию органа Kuhn и на другие благотворительные проекты фонда. Посещая концерты, вы делаете мир лучше!

Проекты фонда “Искусство добра:
Фестиваль в Москве на театральном органе Allen “Progressive Organ “: органныйконцерт.рф
Международный фестиваль “Органные сезоны” на Юге России: органныесезоны.рф
Международный Рождественский фестиваль “Искусство добра”: christmasfest.ru

Новости и объявления

Декабрь 2019

Эстония – страна музыкальных фестивалей

28.12.2019|

Не все знают, что в Эстонии музыка занимает совершенно особое место, она не развлечение и не способ самореализации, как во многих других странах, но сверхценность на уровне нации и отдельного человека.

Английский журналист Кирон Тайлер, работающий в журнале MOJO, однажды написал об этом: «Музыка по-прежнему неотделима от Эстонии, и для страны, население которой едва превышает население пяти лондонских боро, ее количество поражает. Это просто невероятно». Прочитав такие строки, уже не удивляешься, что один из самых исполняемых современных академических композиторов, Арво Пярт – эстонец. Но это еще не всё. В Эстонии было время, когда музыка вершила историю. На рубеже 1980-1990х во многих союзных республиках происходили политические акции связанные с подъемом национального самосознания. Они сопровождались беспорядками и вооруженными конфликтами. В Эстонии же в это время произошла беспрецедентная «поющая революция». Она представляла собой серию мирных актов протеста и цель её была достигнута практически без жертв и разрушений. Люди собирались и пели народные эстонские песни ночью на городских площадях. Кульминацией этого «музыкального» политического движения стало собрание на певческом поле Таллина около 300 тысяч эстонцев То есть, примерно треть от численности всего эстонского народа. Такое особое отношение к музыке началось в XIX веке на волне всеевропейского интереса к музыкальному фольклору. Тогда появились первые сборники народных мелодий и песенные праздники. Конечно же, эстонская музыка родилась гораздо раньше, она известна с древнейших времен, ее исполняли по специальным руническим формулам, характерным для всех народов финно-угорской группы. Интересно, что старинные эстонские песни не только сольные, также присутствует и многоголосие, причем, довольно сложное. Среди эстонских народных музыкальных инструментов било, варган, волынка, каннель (щипковый инструмент, похожий на гусли). В конце XVIII века «эстонское гражданство» также получила скрипка.

Сегодня Эстония это страна музыкальных фестивалей Эстонская музыкальная жизнь охватывает весь спектр музыкальных жанров от классики и джаза до рока, репа или альтернативной музыки. Как правило, на каждом фестивале или другом публичном мероприятии чувствуется неравнодушное отношение к музыке и музыкантам. И, конечно, в Эстонии обожают Рождество – самый музыкальный из церковных праздников. В рождественское время Таллин наполняется светлыми радостными мелодиями, словно лес птичьим пением.

Приглашаем вас в Собор на Малой Грузинской на концерт: Серебряные звуки Рождества. Duo Telluur (Эстония)

https://artbene.ru/concert/05-01-2020/

Выступают: Дуэт Duo Telluur: Хели Эрнитс (английский рожок, гобой, Эстония) и Кирилл Огородников (гитара, Эстония)
Улла Кригул (орган, Эстония)

В программе: А. Вивальди, Г. Холст, П. Сюда, К. Пилс, Х. А. Штамм, Р. Ээспере, Т. Кырвитс

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка #органвмоскве #органвсоборе #соборнамалойгрузинской

Новогодний концерт в Соборе на Малой Грузинской

21.12.2019|

Так получилось что в России Новый год долгие десятилетия занимал место Рождества. Всю теплоту семейного праздника, всё ожидание чудес и добрые пожелания наши бабушки, дедушки, мамы и папы привыкли вкладывать в праздновании Нового года.

Сейчас люди снова празднуют Рождество, но очарование Нового года осталось и остались традиции его празднования. Их много. Для кого-то это семейное приготовление салата оливье и всё тот же традиционный просмотр «Иронии судьбы» но складываются и новые традиции. Например всё более популярным становится провожать Старый год органным концертом в соборе. Обязательно в новогодний вечер 31 декабря играет приезжий органист из Европы или Америки. Это своего рода мостик дружбы между Москвой и всем миром и надежда, что в следующем году мир станет чуточку добрее. Обычно на таких концертах исполнители играют традиционную классику и что-то свойственное именно их стране и собору, в котором они служат.

В этом году Новый год можно будет проводить вместе с Робертом Ковачем, австрийским органистом уроженцем Венгрии. Он привёз в Москву звучание Вены и её знаменитого собора святого Стефана, с которым он сотрудничает в течение долгого времени. Также Ковач известен в венской архиепархии, как преподаватель литургического органа и органной импровизации, он служил органистом в монастыре Святого Флориана, который славится своими органными традициями.

В программе австро-венгерского музыканта традиционный Бах и неожиданная транскрипция для органа патетической сонаты Бетховена. Также его концерт это редкий шанс услышать замечательные мелодичные органные композиции европейских авторов XX века. Эта музыка совершенно неизвестна в России, но вполне заслуживает нашего внимания.

Приглашаем вас в Собор на Малой Грузинской на Новогодний концерт. Роберт Ковач (орган, Австрия)

https://artbene.ru/concert/31-12-2019/

Выступает: Лауреат международных конкурсов Роберт Ковач (орган, Австрия)

В программе: И. С. Бах, Л. К. Дакен, С. Франк, М. Регер, З. Карг-Элерт, Л. Вьерн, Р. Ковач

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка #органвмоскве #органвсоборе #соборнамалойгрузинской #новогоднийконцерт #новыйгодвсоборе 

Рождественский Адвент

16.12.2019|

К празднику Рождества принято готовиться во всех христианских конфессиях. В католицизме это время радостного ожидания называется Адвент, что переводится с латыни, как «пришествие». Адвент – аналог Рождественского поста в Православии и действительно в этот период принято поститься, но по традиции ограничения в пище – не самое главное.

Основная идея Адвента – обновление. Как раз в католическом церковном календаре первое воскресенье адвента это начало Нового литургического года. Чтобы вступить в него достойно – нужно очиститься. Но как это сделать не уходя в монастырь, и не меняя привычного образа жизни? Верующие могут посвящать себя Богу маленькими шагами повседневной жизни. Делать с радостью обычные дела вплоть до мытья посуды и вынужденного общения с трудными людьми. Во время Адвента в католицизме особо почитаются Матерь Божия, ведь это время стало для неё последними месяцами беременности, удивительным таинственным и священным временем для каждой женщины. При всех трудностях будущие матери продолжают верить в лучшее. Для Девы Марии это время было серьезным испытанием, ведь по иудейским обычаям тек далеких времен женщину, забеременевшую вне брака ожидало побивание камнями до смерти. Но она верила в милосердие Божье и доброта Иосифа оказалась сильнее обычаев. Именно веры очень не хватает нам сегодня. Но Адвент – это также время покаяния. Не в смысле признания: какой я плохой, а в смысле желания измениться, принять себя и пойти дальше по пути самосовершествования. А как можно стать лучше? Наверное, только в служении другим. Поэтому Адвент- время добра и посвящения. Если сложить вместе все упомянутые задачи вместе – получится одна большая надежда на перемены к лучшему. Такие перемены всегда воспринимаются нами, как чудо. Вот и объяснение того почему Рождество – самый чудесный на свете праздник, стоит только хорошо подготовиться к нему. Тогда чудо станет обязательно станет гарантированным и заслуженным.

У католического Адвента есть свои символы. Например, адвентский венок. Он имеет круглую форму, которая символизирует единство семьи. Мужа и жены, родителей и детей, а также единство церковного прихода. На венке крепятся четыре свечи по количеству недель Адвента. Каждую неделю зажигается новая свеча. Свечи фиолетового цвета, символизирующего пост в католицизме. Но одна из адвентских свечей – третья – розовая. Это воскресенье посвящается радости от того, что можно верить в лучшее и оно сбывается.

Другие публикации канала

Владимир Мартынов

9.12.2019|

Владимир Мартынов один из самых ярких русских композиторов современности, он востребован не только в России, но и во всём мире. Но именно этот успешный музыкант официально объявил, что время композиторов закончено и настало время Домов мод, портных и парикмахеров. Эта мысль кажется верхом эпатажа, однако это часть глубокой культурологической концепции, к которой Мартынов пришёл много лет назад. Его размышления в конце времени композиторов вовсе не трагичны, это просто понимание того, что отношение к музыке сегодня изменилось в целом.

Владимир Мартынов
Владимир Мартынов

По мнению Мартынова сейчас работает не яркая индивидуальность, а умение оперировать культурными кодами. Наша Эпоха по словам Мартынова – поставангард. Если авангард был ориентирован на поиск новизны, то поставангард принципиально вторичен. Мы берём элементы существующих высказываний и перемешиваем их, как в калейдоскопе, и получаем новые смыслы.

Владимир Мартынов старается быть не только музыкантом но и антропологом он постоянно размышляет о социальном контексте музыкального произведения. Его «Рождественская музыка» написана почти 40 лет назад, но удивительно свежо воспринимается именно сейчас. Это «советское» Рождество, выраженное с помощью интонаций пионерских песен 1950 годов. В советское время это воспринималось, как протест, а сейчас как музыкальная инновация и неожиданная свежесть старого смысла. При этом «Рождественская музыка» абсолютно искренняя, это настоящее Рождество с его ожиданием чуда и трогательно детским ощущениям мира.

Приглашаем вас на концерт в соборе на Малой Грузинской:

Рождественская музыка. В. Мартынов

https://artbene.ru/concert/18-12-2019/

Выступают: Ансамбль «Opus Posth». Руководитель – Народная артистка Российской Федерации Татьяна Гринденко
Наталья Абрютина (орган)
Хор Одинцовской детской музыкальной школы при Гребневском храме. Хормейстер – Светлана Наумова

В программе: В. Мартынов

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка#органвмоскве #органвсоборе #малаягрузинская#соборнамалойгрузинской #малаягрузинскаякатолический

Ноябрь 2019

Музыка парижских салонов

23.11.2019|

Марсель Пруст, Эдуард Мане, братья Гонкуры… Париж рубежа XIX-XX веков дал миру множество имен. Как проводили свой досуг эти выдающиеся люди? Они были завсегдатаями салонов, в которых зарождались и прорастали новые тенденции мирового искусства.

Французское слово «салон» – комната или гостиная – сегодня имеет много значений в разных языках. Это и магазины, и парикмахерские и внутреннее помещение личного автомобиля или самолета.

Также существует Парижский салон – одна из самых престижных художественных выставок Франции, ведущая свое начало со времен Людовика XIV. Она открылась впервые в 1667 году и сих пор, на протяжении вот уже трех веков, каждый уважающий себя французский художник мечтает принять в ней участие.

Есть у слова «салон» значение, не связанное с интерьером напрямую. Так называют клуб единомышленников, которые постоянно собираются в частном доме. Как правило, их объединяет интерес к искусству, реже – к политике. Огромное количество подобных кружков объединений и клубов в XIX веке стало отличительной чертой Парижа. В истории остался знаменитый кружок на улице Руаяль, увековеченный на картине художника Джеймс Тиссо, но это далеко не единственный клуб подобного рода. Руководили жизнь салонами всегда хозяйки – женщины, выделяющиеся умом, талантом, красотой или богатством. Статус салона напрямую зависел от личного статуса владелицы и определял уровень гостей.

Джеймс Тиссо. Кружок на улице Руаяль. 1868 г. Масло, холст. Музей Орсе
Джеймс Тиссо. Кружок на улице Руаяль. 1868 г. Масло, холст. Музей Орсе

Например, самые известные писатели – П. Мериме, Г. Флобер, уже упомянутые А. Франс и братья Гонкур посещали салон принцессы Матильды. Чуть позже завоевала популярность другая «хозяйка» – писательница Жюльетта Адан, более известная под псевдонимом Ламбер. В ее салоне охотно собирались республиканцы, что совершенно не исключало литературных и музыкальных вечеров высокого уровня: «Деньги, высокая политика, культура осеняли собой этот пышный салон, находившийся сперва на бульваре Пуассоньер, а потом на бульваре Мальзерб» писал Мартен-Фюжье в своей книге «Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж».

Великие композиторы такие, как Шопен и Лист также охотно принимали приглашения «хозяек». Конечно во всех салонах стояли прекрасные рояли. И не только. Очень часто атрибутом интерьера была фисгармония – миниатюрный аналог органа. Играя на этом инструменте, исполнитель использовал ноги исполнитель не для игры, а для накачивания воздуха. Под аккомпанемент рояля пели романсы, под аккомпанемент фисгармонии – псалмы и рождественские песенки, которые любили в разных слоях общества, независимо от политических взглядов.

В творчестве многих композиторов-классиков есть дуэты рояля и фисгармонии, написанные специально для салонов. Сегодня эту музыку исполняют достаточно редко. Между тем она красива, эмоциональна и легко воспринимается – как раз то, что любит широкая публика. Просто у большинства из нас предубеждение против слова «салонный», якобы такая музыка должна быть по определению некачественной. А ведь ее писали великие композиторы, которые, к тому же, проводили в салонах весьма важную часть своей жизни!

Приглашаем вас нас концерт: Музыка парижских салонов https://artbene.ru/concert/01-12-2019/

Для вас выступят: Анна Ветлугина (орган, фортепиано)
Галина Гамбург (меццо-сопрано)
Дмитрий Максименко (орган, фортепиано)
Органный дуэт ARTBENE: Анна Ветлугина и Дмитрий Максименко

В программе: Г. Бай, Р. де Буадефр, Ш.-М. Видор, А. Гильман, А. Адан и др.

Место проведения концерта: Библиотека искусств им. А. П. Боголюбова (Москва, улица Сущёвская, 14)

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка#органвмоскве #органнаямузыка #музыкапарижскихсалонов 

Рождество в Польше

23.11.2019|

Вы думаете, наследие Баха давно посчитано и пронумеровано? Не совсем так. До сих пор существуют утерянные рукописи которые возможно еще найдутся…

Но даже, которые давно известны, возможно представляют собой не те варианты которые бы хотел выбрать сам автор, много спорных моментов. Поэтому существует музыковеды вдумчиво и кропотливо изучающие сочинения Баха с тем, чтобы докопаться до истины, из таких музыкальных деятелей Джошуа Ривкин. Это американский дирижер, пианист и музыковед. В настоящее время является профессором музыки в Бостонском университете. Он – автор глобального исследования истории музыки от Ренессанса до 20 века, и у него есть своя теория согласно которой большинство хоровых произведений Баха на самом деле исполнялись только одним певцом. Многие коллеги-музыковеды не согласны с выводами Ривкина, зато исполнители охотно используют его реконструкции баховских произведений. Что это за реконструкции? Скрупулезно изучая биографию великого композитора, Ривкин обнаружил, что во многих произведениях есть поздние не авторские изменения, они происходили при переписывании сыновьями или учениками. Ривкин пытается своих реконструкциях вернуться к первоначальному замыслу Баха.

Марек Стефаньский
Марек Стефаньский

Известный польский органист Марек Стефаньский, как и Ривкин стремится к расширению баховского наследия. Он не только пользуется реконструкциями американского музыковеда, но и аранжирует их для органа. И у Баха чудесным образом появляются новые органные сочинения. Например, хоралы, фуги и арии из хоровых кантат. В своей программе Марек Стефаньский также исполнит музыку своих соотечественников польских композиторов – М. Суржинского, В. Лютославского, С. Монюшко. Но так, как концерт посвящен святому Николаю – органист будет импровизировать на темы народных песен про этого всеми любимого святого и познакомит публику со старинными польскими танцами, найденными в табулатуре Яна из Люблина.

Приглашаем вас на концерт в соборе на Малой Грузинской: Рождество в Кракове. Марек Стефаньский (Польша)

https://artbene.ru/concert/06-12-2019/

Выступает: Лауреат международных конкурсов, профессор Краковской академии музыки Марек Стефаньский (орган, Краков)

В программе: «Табулатура Яна из Люблина» (XVI в.), И. С. Бах, М. Суржинский, С. Монюшко, В. Лютославский, М. Стефаньский

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка#органвмоскве #органвсоборе #малаягрузинская#соборнамалойгрузинской #малаягрузинскаякатолический
#концертынамалойгрузинской #рождество #рождествовкракове

Что связывает лыжи и органную музыку?

22.11.2019|

Как могут быть связаны лыжи и органная музыка? На первый взгляд, никак. А вот настоящие любители горнолыжных трасс с вами не согласятся. Одно из самых культовых мест в мире горнолыжного спорта это – французский Альп-д’Юэз. Его также называют «Солнечным островом» потому, что он имеет удивительный микроклимат. Более 300 дней в году зона катания освещается солнцем. Но это место также знаменито футуристическим храмом Богоматери Снегов (Notre-Dame des Neiges). Он целиком построен на пожертвования верующих

Церковь Богоматери Снегов (Notre-Dame des Neiges), фото Peter Atkinson
Церковь Богоматери Снегов (Notre-Dame des Neiges), фото Peter Atkinson

Замысел архитектора совершенно уникален: строение из стекла и бетона посреди ослепительно белых снегов похоже на небесный маяк, в котором постоянно звучит музыка. Орган тоже необычен: он сделан в виде человеческой руки, пальцы которой представляют собой органные трубы. Те кто, хотя бы раз был там никогда не забудет органную музыку в вечных снегах. Снег там и правда знатный, хотя и не до конца природный. Его поддерживают целых 860 снежных пушек. А музыку – замечательный органист Жан-Поль Имбер. Конечно, не один, а со своими помощниками- ведь он очень востребован и часто улетает на гастроли, например, в Москву. Кстати, Альп-д’Юэз связан с Россией и другими нитями. Каждый год в январе на этих альпийских высотах проходит этнофестиваль «Русский слалом». На нем чествуют русских гостей, проводят концерты и мероприятия в «русском» стиле.

Орган церкви Богоматери Снегов, фото Peter Atkinson
Орган церкви Богоматери Снегов, фото Peter Atkinson

Каждый церковный органист привозит с собой на гастроли незримую частичку того собора, где ему выпало служить. Музыкальная карьера испанца Даниэля Сальвадора связана с мадридским храмом Сан-Мигель, базилика святого Михаила, если по-русски. Ее построили в XVIII столетии на месте более старой церкви XII века, которая сгорела. А еще раньше, в первые века христианства на этом месте римские солдаты убили за христианскую веру двух детей. После ста лет существования Сан-Мигель стал папской базиликой, то есть, церковью, напрямую подчиняющейся папе римскому и в нее перенесли реликвии и сокровища из нескольких окрестных храмов. Сегодня базилика привлекает к себе туристов независимо от их вероисповедания так, как она очень красива, а по количеству произведений искусства тянет на самостоятельный небольшой музей. На фасаде изображены аллегорические статуи Любви, Веры, Надежды и Силы работы скульпторов Роберто Мишеля и Николаса Карисана. Карисана также изобразил страдания раннехристианских мучеников Юстуса и Пастора – тех самых детей, замученных римскими легионерами. Купол храма украшен фресковой живописью работы Бартоломео Руска.

Приглашаем вас на концерт в Соборе на Малой Грузинской :

https://artbene.ru/concert/23-11-2019-2/

Для вас выступят:

Анна Ветлугина (орган, клавесин)
Дмитрий Максименко (орган)
Игнат Ветлугин (сакс-горн альт)
Игорь Баканов (тромбон, эуфониум)
Николай Павлов (сакс-горн тенор)
Юлий Котов (контратенор)

В программе:

Ж. Б. Сенайе, П. Чайковский, А. Шнитке, А. Рыбников, В.
Вавилов, А. Ветлугина и др.

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка #органвмоскве #органвсоборе #малаягрузинская #соборнамалойгрузинской #малаягрузинскаякатолический
#концертынамалойгрузинской #костелнамалойгрузинской

Венская органная музыка прозвучит в Москве

1.11.2019|

Как интересно получается: Вена – это практически символ классической музыки. Моцарт, Бетховен, Штраус, венские классики, венские вальсы, даже есть классики –нововенцы – Шенберг, Берг и Веберн.. А символом самого города и всей Австрии традиционно считается собор святого Стефана, в котором тоже постоянно звучит музыка. обор Святого Стефана (Вена)

Собор Святого Стефана в Вене — католический собор, национальный символ Австрии и символ города Вены
Собор Святого Стефана в Вене — католический собор, национальный символ Австрии и символ города Вены

Венцы называют это чудо средневекового зодчества по-домашнему, просто Штеф. Свой современный вид он приобрел уже к 1511 году. На его звоннице, создающей неповторимый звуковой колорит старой Вены, есть настоящие старожилы. Это два исторических колокола отливки 1449 и 1772 года. Они отбивают часы, а для колокольного звона, как такового используются современные колокола с электроприводом. Они разные, вес колеблется от 35 до 5700 килограммов. Есть в соборе два колокола специального назначения – заупокойный и «пивной». Последний дает знак по которому закрываются все пивные города.

Ну и конечно, венцы по праву гордятся музыкальным сокровищем своего «Штефа». Это гигантский орган, его построили в 1960 году взамен погибшего в пожаре, который случился в 1945 году. Этот музыкальный император имеет четыре клавиатуры, педаль более десяти тысяч труб. А всего в «Штефе» три органа и все – духовые, ни одного электронного. Есть пока пустующее место для четвертого – резные каменные хоры у северной стены, где изначально размещался большой орган собора. Эта конструкция – шедевр поздней готики, созданы чешским скульптором Антоном Пильграмом, который увековечил себя, поместив свой бюст у основания хоров.

«Намоленное место»… это словосочетание использую в прямом значении – для описания храмов, но также и в переносном, когда речь идет, например, о каком-нибудь легендарном концертном зале. Что касается собора святого Стефана – оба этих понятия совмещены. Его пространство одинаково притягательно и для верующих и для меломанов. И, конечно, такое удивительное место не может не оказывать влияние на тех, кто работает там, особенно на тонко чувствующих музыкантов. Органисты, связанные с легендарными соборами сами незаметно становятся легендой. Как например, Йоханнес Эбенбауэр который проработал в «Штефе» около 15 лет. Он руководил всеми музыкальными коллективами собора (от вокальных ансамблей до оркестра и хора), организовывал концерты, и конечно же постоянно сопровождал богослужения своей игрой на органе. В такое культовое – во всех отношениях – место могут допустить к служению только самых достойных. И, конечно, Эбенбауэр является таковым. Он – один из самых ярких представителей австрийской исполнительской органной школы. Выпускник Венского университета по специальности «орган», он также защитил в своей альма матер научную работу о современной австрийской музыке для органа.

Йоханнес Эбенбауэр - органист Францисканской церкви св. Иеронима в Вене
Йоханнес Эбенбауэр – органист Францисканской церкви св. Иеронима в Вене

Сегодня, Йоханнес Эбенбауэр постоянно принимает участие в престижных международных фестивалях в качестве органиста и дирижёра, его гастроли органиста проходили в Швейцарии, Израиле, Литве, Болгарии, Италии, Словении, Андорре, Словакии и других странах. В Германии и Австрии ему довелось играть на многих исторических инструментах, среди которых орган Ф. Крисмана в монастыре св. Флориана. На этом инструменте когда-то играл Антон Брукнер.

Приглашаем вас на концерт в Соборе на Малой Грузинской : Йоханнес Эбенбауэр (орган, Австрия)

https://artbene.ru/concert/20-11-2019/

Для вас выступят: Органист Францисканской церкви св. Иеронима в Вене Йоханнес Эбенбауэр (орган, Австрия)

В программе: И. С. Бах, А. Хайлер, Ф. Шмидт

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка #органвмоскве #органвсоборе #малаягрузинская #соборнамалойгрузинской #малаягрузинскаякатолический #католическаяцерковь #собормосква #фондискусстводобра #органkuhn #соборДевыМарии

Октябрь 2019

Ансамбль Hortus Musicus

30.10.2019|

Старая музыка с ветром и песком кидается в зал со сцены как уссурийский тигр громадная…

Ансамбль - Hortus Musicus
Ансамбль – Hortus Musicus

На эти строки поэта Алексея Афонина вдохновило выступление легендарного ансамбля Hortus musicus. «Громадная» … это слово неслучайно. Долгие 70 лет советской власти значение музыки эпохи Ренессанса старательно умалялось. Гениальные космические полотна нидерландских полифонистов выглядели в советских учебниках, как невразумительные предтечи великого Баха. Почему? В то время шла борьба с религией, классическую музыку пытались отделить от духовной составляющей, а полностью светскую мессу представить себе трудно. Баху повезло, он опирался в своем творчестве на протестантский хорал, да еще и предки его принадлежали к рабочему классу, родоначальник музыкальной династии пек булки. Поэтому в 1960-1980-е годы в Советском Союзе слишком большой интерес к «добаховской» музыке воспринимался, как мягкий вариант протеста против системы.

Hortus musicus появился почти одновременно с ансамблем Мадригал, свой первый концерт они дали осенью 1972 года. От «академического» Мадригала они отличались импровизационным подходом к материалу, но в итоге именно такой метод оказался более «аутентичным». Потому, что безымянные авторы средневековых манускриптов и великие полифонисты Ренессанса жили своей музыкой, свободно обращаясь с ее элементами.

…стрекозами шелестит звенит виола да гамба тянет будто дождем из окон

Музыканты из Hortus musicus называют себя «музыкальным братством». Это неудивительно, они вместе почти сорок лет, за десятилетия состав коллектива почти не менялся. Вместе они погружаются в музыку и быт давно минувших веков, ищут исторические источники и документы, придумывают костюмы. Их концерты на грани интерактива, публика, попав в удивительно живую атмосферу, уже не может просто наблюдать со стороны.

крестным ходом чумным городом флагами библейскими голосами ветром парусами карнавалами или трогает за самыя нежныя души жилочки смычком: гнешься ломаешься заново виноградной лозой прорастая.

Величайший композитор ХХ столетия Арво Пярт – давний и верный поклонник Hortus musicus, он создает произведения специально для этого у коллектива. Помимо удивительной энергетики у «Hortus Musicus» достаточно необычный инструментальный состав. Помимо средневековых инструментов таких, как куртал (средневековый фагот), уд (арабская лютня), сагбут (старинный тромбон), различные флейты, присутствуют барочная viola da gamba и современный контрабас. Но у музыкантов вовсе нет цели поразить слушателей акустической экзотикой, все замыслы имеют либо практическое, либо историческое.

Музыканты исполняют древние песни, осознавая себя людьми XXI века, но при этом глубоко изучают источники, которыми пользуются. На их концертах всегда удачно совмещаются стильность исполнения и живость подачи. На этот раз знаменитый ансамбль везёт в Москву программу, посвящённую Пресвятой Деве.

Приглашаем вас на концерт в Соборе на Малой Грузинской : Ave Maria. Ансамбль Hortus Musicus (Эстония)

При поддержке Посольства Эстонии в Москве и Министерства культуры Эстонии

https://artbene.ru/concert/15-11-2019/

Выступают: Ансамбль Hortus Musicus

В программе: Вальтер фон дер Фогельвейде, К. Монтеверди, Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Корелли и др.

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка #органвмоскве #органвсоборе

Органисты мира: Юрген Эссль (Штутгарт, Германия)

14.10.2019|

Органисты мира: Юрген Эссль (Штутгарт, Германия)

Штутгард появился в Х веке, когда на месте античной крепости построили лошадиную ферму для выращивания жеребцов императорского войска Оттона Великого. Штут – значило “конь”, а “гард” – город на древнеславянском. В то время славянские и германские племена жили совсем рядом. Хотя есть и другая трактовка этого названия: Штутгарден – конюшенный сад. Гербом “лошадиного” города до сих пор остался черный конь на желтом фоне, вот только кони стали железными.

Юрген Эссль (орган, Германия)
Юрген Эссль (орган, Германия)

В наши дни Штутгард – важный центр автомобильной промышленности. Но это в нем интересно. Главное что по качеству жизни он лидирует над очень многими немецкими городами. А в области культуры уверенно провосходит их. Штутгард неоднократно завоевывал титул “культурной столицы” Германии. А ведь эта страна сама по себе выделяется культурой! Среди прочего Штутгард является мировым рекордсменом по количеству штатных сотрудников государственных театров. Наверное сами штутгардцы уже настолько привыкли к своему духовному богатству, что не особенно замечают его, как жители приморских городов не ценят своих пляжей. А вот все остальные, сталкиваясь с артистами и музыкантами из Штутгарда, сразу видят их высочайший культурный уровень.

Штутгардский музыкант Юрген Эссль известен во всем мире как виртуозный органист и как самобытный композитор. . Он также получил образование и как церковный музыкант, а в 1997 году стал профессором в Высшей музыкальной школе в Любеке, городе Букстехуде. В качестве исполнителя и импровизатора Эссль объехал весь мир. Его помнят в США, Мексике, Тайване, Израиле и др. Он был гостем самых известных концертных залов в Москве, Праге, Вене, Цюрихе, Лиссабоне и других крупных городах. Как исполнитель он очень самобытен, поскольку сам профессионально сочиняет музыку. И каждую концертную программу он обязательно дополняет своими сочинениями. Актуальный современный музыкант из культурной столицы Германии – разве можно пропустить такое событие?

Приглашаем вас на концерт в соборе на Малой Грузинской: Органисты мира: Юрген Эссль (Штутгарт, Германия)

https://artbene.ru/concert/13-11-2019/

Для вас выступит : Профессор Высшей школы музыки и исполнительских искусств в Штутгарте Юрген Эссль (орган, Германия)

В программе: И. С. Бах, В. А. Моцарт, С. Франк, К. Сен-Санс, Ю. Эссль

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка#органвмоскве #органвсоборе #малаягрузинская#соборнамалойгрузинской #малаягрузинскаякатолический
#концертынамалойгрузинской #костелнамалойгрузинской#католическийсобор #соборконцерт #концертрасписание#малаягрузинскаяулица #католическийсоборнагрузинской#органнаямузыка #малыйгрузинский #католическаяцерковь#собормосква #фондискусстводобра #органkuhn