Твое место среди первых

Подпишись на новости фонда, получай актуальную афишу, уникальные промокоды и специальные предложения на билеты!

Информация2018-10-19T13:25:16+03:00

Концерты в Соборе на Малой Грузинской организует благотворительный фонд “Искусство добра”. Собранные с концертов средства направляются на содержание здания Собора, реставрацию органа Kuhn и на другие благотворительные проекты фонда. Посещая концерты, вы делаете мир лучше!

Проекты фонда “Искусство добра:
Фестиваль в Москве на театральном органе Allen “Progressive Organ “: органныйконцерт.рф
Международный фестиваль “Органные сезоны” на Юге России: органныесезоны.рф
Международный Рождественский фестиваль “Искусство добра”: christmasfest.ru

Новости и объявления

Февраль 2019

Барочная музыка и ее истоки

27.02.2019|

Сейчас уже невозможно сказать точно, откуда взялось слово «барокко», давшее название целой эпохе в истории искусства. Скорее всего оно произошло из португальского языка, где «barocca» означает жемчужину неправильной формы. Сначала этот термин применяли только к живописи, он указывал на экстравагантность, странность или нарочитую неправильность, допущенную художником из концептуальных соображений. В мире музыки слово «барокко»  появилось только в XX веке. Впервые в 1919 году его использовал немецкий музыковед Курт Закс. Затем в музыковедческих кругах начались яростные споры о том можно ли свести к одному направлению творчество композиторов, творивших на территории всей Европы в течение 150 лет.

Научные дебаты продлились почти полвека, и к 1960-м музыковеды договорились называть словом «барокко» европейскую музыку от начала XVII века до середины XVIII. Некоторые исследователи расширяют этот промежуток, полагая, что в итальянской музыке признаки эстетики барокко появились уже к 70-м годам XVI века, (точкой отсчёта является наследие венецианского композитора Джованни Габриели (1556 – 1612)). Окончилась эпоха барокко в конце XVIII века в Англии и Испании.

Термин прижился и сейчас даже странно, как любители музыки могли обходиться без него раньше. Чем же отличается музыка эпохи барокко от предшествующего ей Ренессанса или от последующего Классицизма?

Композиторы эпохи барокко выросли на достижениях ренессансных мастеров, но применяли их технику иначе. Например аккордов, как таковых, в музыке ренессанса  не было, они возникали стихийно от наложения голосов. В барочной же музыке аккорд впервые выделяется в самостоятельное явление. Аккорды начинают подчиняться определенной иерархии и приобретают свои функции. Взаимоотношения более “сильных” и более “слабых”функций  делают музыку более напряженной по сравнению с отстраненностью музыки Ренессанса. Это позволило композиторам эпохи барокко воплощать в музыке внутренний мир человека и даже вылилось в «учение об аффектах», ведущее свое происхождение от риторики.  Согласно этому учению, музыка изображает эмоции и страсти человека, одновременно управляя ими.

Во времена барокко в помощь композиторам существовали готовые музыкальные рецепты для «приготовления»  того или иного аффекта. Они носили имя «риторических фигур». Музыковеды тех далеких времен установили аналогии между приемами ораторского искусства и средствами музыкальной композиции. Мелодия трактовалась, как способ довольно точной передачи информации, а словарем стали те самые “риторические” или “аффектные” фигуры –  характерные и узнаваемые мелодические фрагменты. Среди таких фигур, получивших широкое распространение в музыке барокко – catabasis (нисхождение) и anabasis (восхождение). Их часто использует И.С. Бах в своих “Страстях по Матфею” Первая из них выступает как символ погребения, вторая – Воскресения. Скачок на хроматический интервал, также любимый Бахом, изображает страдание или сильное эмоциональное напряжение. Внезапная пауза в барочных композициях тоже была “фигурой”. Она обозначала образ смерти.

В музыковедении баховских времен  существовало несколько систем классификации аффектов и фигур, связанных с ними, в разных вариантах их насчитывалось от восьми до нескольких десятков.Еще одним открытием барокко по сравнению с предыдущей эпохой было признание самостоятельной ценности инструментальных композиций. Раньше «серьезная» музыка могла быть только вокальной,  ее главной задачей было раскрывать смысл сакральных текстов. Новая идея “риторических фигур” дала возможность рассказывать историю звуками, без текстового первоисточника. В творчестве барочных композиторов появилось множество новых жанров – сонаты, концерты, сюиты. Вошла в моду программная музыка. Например, музыкальные  портреты у Ф. Куперена или широко известные «Времена года» А. Вивальди.

Для барочной музыки характерно широкое использование так называемого “цифрованного баса”, то есть строчки с цифрами, обозначающими структуру аккордов, которые должны были надстраиваться над партией баса. Играли аккорды, как правило, на органе (в духовной музыке) и на клавесине (в светской). В небольших ансамблевых пьесах XVI – начала XVII века партия цифрованного баса часто исполнялась на разновидностях лютни.

Музыка эпохи классицизма, пришедшая на смену барочной, отличалась большей прозрачностью. Музыкальные формы стали максимально четкими, полифония отошла на второй план. Новая эстетика, исполненная позитивного духа просвещения и борьбы со всяческой «метафизикой» не могла воспринять стихийную причудливость и неоднозначность барочной музыки . Поколение классицистов с относилось к достижениям своих предшественников с изрядной долей критицизма.  Именно этот факт стал причиной временного забвения творчества И. С. Баха.

Единственный в России большой духовой орган Kuhn

27.02.2019|

Какие органы самые лучшие? Наверное те, на которых играл Бах? Вопрос неоднозначный. Конечно, обязательно нужно послушать музыку Баха на инструменте XVIII века, вот только современному слушателю может не хватить экспрессии в звучании старинного органа. Ее не хватало уже слушателям XIX столетия, потому-то французский органостроитель Кавайе-Коль создал новый «романтический» орган, который по яркости и мощи мог конкурировать с оркестром. Но вот Бах звучал на таком инструменте немного странно и в ХХ веке додумались до универсальных органов, на которых возможно исполнять музыку любого стиля.

Орган Kuhn в Кафедральном соборе на Малой Грузинской в Москве

Орган Kuhn в Кафедральном соборе на Малой Грузинской в Москве

Один из таких универсальных органов размещен в католическом соборе на Малой Грузинской. Он родом из Базеля, построен в 1955 году известной швейцарской фирмой «Kuhn”. В 2001 году базельский собор решил помочь московскому собрату, подарив этот замечательный инструмент. Несколько лет велась сложнейшая работа по демонтажу органа в Базеле, а затем – по установке его в Москве. И вот в 2005 году он впервые зазвучал на новом месте. И оказалось, что звучит в Москве он лучше, чем в Базеле потому, что швейцарский собор был немного великоват для него, а московский оказался в самый раз. И многие европейские органисты, игравшие на нем в Базеле, начали приезжать в Москву, чтобы лично проверить этот удивительный факт!

Органные трубы единственного в России большого духового органа Kuhn в Кафедральном соборе на Малой Грузинской в Москве

Органные трубы единственного в России большого духового органа Kuhn
в Кафедральном соборе на Малой Грузинской в Москве

За четырнадцать лет пребывания в соборе на Малой Грузинской на органе “Kuhn”исполняли самую разную музыку от Баха до рока. Участвует он и в богослужениях. Органисты говорят, что он очень удобный, какой-то благодарный и публика очень любит его звучание. Наверное это потому, что он – подарок, и в нем до сих пор живет любовь даривших. Скоро на этом чудесном инструменте будут исполнены самые душевные и красивые мелодии знаменитого оркестра Поля Мориа.

Посмотреть афишу органных концертов в соборе на Малой Грузинской >>

Декабрь 2018

Поздравляем наших слушателей с наступающим Рождеством и Новым годом!

14.12.2018|

Мы благодарим вас за поддержку и дружбу на протяжении 17 -ти лет работы фонда!
Пусть вифлеемская звезда, возвестившая миру пришествие на землю Сына Божьего, осветит и согреет ваши сердца, принесет в ваши дома и семьи радость и надежду!
Пусть грядущий год будет мирным и добрым, наполненным взаимопониманием и любовью друг к другу.
Приглашаем к дальнейшему совместному пути в деле распространения искусства и добра.
Будьте счастливы!
С наилучшими пожеланиями,
Президент Благотворительного Фонда «Искусство Добра»
Новаковская Валентина Альбиновна

Открытие XI Международного Рождественского фестиваля

14.12.2018|

Дорогие друзья!

Благотворительный Фонд Искусство Добра в преддверии Рождества и Нового года приглашает вас на XI Международный Рождественский фестиваль в Кафедральный собор на Малой Грузинской. Концерты пройдут в Москве, Туле, Тамбове и Владивостоке.

Фестиваль объединит в себе традиции празднования Рождества разных стран. В этот раз вас ждут незабываемые встречи с самыми яркими артистами и коллективами из России, Франции, Германии, Испании, Мексики, Эквадора, Эстонии.

Ознакомиться с полной программой и приобрести билеты: christmasfest.ru

Волонтёрское движение. Эстафета добра

12.12.2018|

Приглашаем всех желающих принять участие в волонтёрском движении фонда «Искусство добра». Первая акция Волонтёрского движения фонда открывается уже сегодня!

26 декабря начинается XI Международный Рождественский фестиваль. В рамках фестиваля объявляется Рождественская благотворительная акция Эстафета добра! Вы можете стать участником Рождественской эстафеты добра, где каждый, помогая другому, получает взамен намного больше.

Связаться с куратором проекта: Мария Кристальная

mk.volonter@deboniarte.ru