Твое место среди первых

Подпишись на новости фонда, получай актуальную афишу, уникальные промокоды и специальные предложения на билеты!

Информация2018-10-19T13:25:16+03:00

Концерты в Соборе на Малой Грузинской организует благотворительный фонд “Искусство добра”. Собранные с концертов средства направляются на содержание здания Собора, реставрацию органа Kuhn и на другие благотворительные проекты фонда. Посещая концерты, вы делаете мир лучше!

Проекты фонда “Искусство добра:
Фестиваль в Москве на театральном органе Allen “Progressive Organ “: органныйконцерт.рф
Международный фестиваль “Органные сезоны” на Юге России: органныесезоны.рф
Международный Рождественский фестиваль “Искусство добра”: christmasfest.ru

Новости и объявления

Ноябрь 2019

Венская органная музыка прозвучит в Москве

1.11.2019|

Как интересно получается: Вена – это практически символ классической музыки. Моцарт, Бетховен, Штраус, венские классики, венские вальсы, даже есть классики –нововенцы – Шенберг, Берг и Веберн.. А символом самого города и всей Австрии традиционно считается собор святого Стефана, в котором тоже постоянно звучит музыка. обор Святого Стефана (Вена)

Собор Святого Стефана в Вене — католический собор, национальный символ Австрии и символ города Вены
Собор Святого Стефана в Вене — католический собор, национальный символ Австрии и символ города Вены

Венцы называют это чудо средневекового зодчества по-домашнему, просто Штеф. Свой современный вид он приобрел уже к 1511 году. На его звоннице, создающей неповторимый звуковой колорит старой Вены, есть настоящие старожилы. Это два исторических колокола отливки 1449 и 1772 года. Они отбивают часы, а для колокольного звона, как такового используются современные колокола с электроприводом. Они разные, вес колеблется от 35 до 5700 килограммов. Есть в соборе два колокола специального назначения – заупокойный и «пивной». Последний дает знак по которому закрываются все пивные города.

Ну и конечно, венцы по праву гордятся музыкальным сокровищем своего «Штефа». Это гигантский орган, его построили в 1960 году взамен погибшего в пожаре, который случился в 1945 году. Этот музыкальный император имеет четыре клавиатуры, педаль более десяти тысяч труб. А всего в «Штефе» три органа и все – духовые, ни одного электронного. Есть пока пустующее место для четвертого – резные каменные хоры у северной стены, где изначально размещался большой орган собора. Эта конструкция – шедевр поздней готики, созданы чешским скульптором Антоном Пильграмом, который увековечил себя, поместив свой бюст у основания хоров.

«Намоленное место»… это словосочетание использую в прямом значении – для описания храмов, но также и в переносном, когда речь идет, например, о каком-нибудь легендарном концертном зале. Что касается собора святого Стефана – оба этих понятия совмещены. Его пространство одинаково притягательно и для верующих и для меломанов. И, конечно, такое удивительное место не может не оказывать влияние на тех, кто работает там, особенно на тонко чувствующих музыкантов. Органисты, связанные с легендарными соборами сами незаметно становятся легендой. Как например, Йоханнес Эбенбауэр который проработал в «Штефе» около 15 лет. Он руководил всеми музыкальными коллективами собора (от вокальных ансамблей до оркестра и хора), организовывал концерты, и конечно же постоянно сопровождал богослужения своей игрой на органе. В такое культовое – во всех отношениях – место могут допустить к служению только самых достойных. И, конечно, Эбенбауэр является таковым. Он – один из самых ярких представителей австрийской исполнительской органной школы. Выпускник Венского университета по специальности «орган», он также защитил в своей альма матер научную работу о современной австрийской музыке для органа.

Йоханнес Эбенбауэр - органист Францисканской церкви св. Иеронима в Вене
Йоханнес Эбенбауэр – органист Францисканской церкви св. Иеронима в Вене

Сегодня, Йоханнес Эбенбауэр постоянно принимает участие в престижных международных фестивалях в качестве органиста и дирижёра, его гастроли органиста проходили в Швейцарии, Израиле, Литве, Болгарии, Италии, Словении, Андорре, Словакии и других странах. В Германии и Австрии ему довелось играть на многих исторических инструментах, среди которых орган Ф. Крисмана в монастыре св. Флориана. На этом инструменте когда-то играл Антон Брукнер.

Приглашаем вас на концерт в Соборе на Малой Грузинской : Йоханнес Эбенбауэр (орган, Австрия)

https://artbene.ru/concert/20-11-2019/

Для вас выступят: Органист Францисканской церкви св. Иеронима в Вене Йоханнес Эбенбауэр (орган, Австрия)

В программе: И. С. Бах, А. Хайлер, Ф. Шмидт

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка #органвмоскве #органвсоборе #малаягрузинская #соборнамалойгрузинской #малаягрузинскаякатолический #католическаяцерковь #собормосква #фондискусстводобра #органkuhn #соборДевыМарии

Октябрь 2019

Ансамбль Hortus Musicus

30.10.2019|

Старая музыка с ветром и песком кидается в зал со сцены как уссурийский тигр громадная…

Ансамбль - Hortus Musicus
Ансамбль – Hortus Musicus

На эти строки поэта Алексея Афонина вдохновило выступление легендарного ансамбля Hortus musicus. «Громадная» … это слово неслучайно. Долгие 70 лет советской власти значение музыки эпохи Ренессанса старательно умалялось. Гениальные космические полотна нидерландских полифонистов выглядели в советских учебниках, как невразумительные предтечи великого Баха. Почему? В то время шла борьба с религией, классическую музыку пытались отделить от духовной составляющей, а полностью светскую мессу представить себе трудно. Баху повезло, он опирался в своем творчестве на протестантский хорал, да еще и предки его принадлежали к рабочему классу, родоначальник музыкальной династии пек булки. Поэтому в 1960-1980-е годы в Советском Союзе слишком большой интерес к «добаховской» музыке воспринимался, как мягкий вариант протеста против системы.

Hortus musicus появился почти одновременно с ансамблем Мадригал, свой первый концерт они дали осенью 1972 года. От «академического» Мадригала они отличались импровизационным подходом к материалу, но в итоге именно такой метод оказался более «аутентичным». Потому, что безымянные авторы средневековых манускриптов и великие полифонисты Ренессанса жили своей музыкой, свободно обращаясь с ее элементами.

…стрекозами шелестит звенит виола да гамба тянет будто дождем из окон

Музыканты из Hortus musicus называют себя «музыкальным братством». Это неудивительно, они вместе почти сорок лет, за десятилетия состав коллектива почти не менялся. Вместе они погружаются в музыку и быт давно минувших веков, ищут исторические источники и документы, придумывают костюмы. Их концерты на грани интерактива, публика, попав в удивительно живую атмосферу, уже не может просто наблюдать со стороны.

крестным ходом чумным городом флагами библейскими голосами ветром парусами карнавалами или трогает за самыя нежныя души жилочки смычком: гнешься ломаешься заново виноградной лозой прорастая.

Величайший композитор ХХ столетия Арво Пярт – давний и верный поклонник Hortus musicus, он создает произведения специально для этого у коллектива. Помимо удивительной энергетики у «Hortus Musicus» достаточно необычный инструментальный состав. Помимо средневековых инструментов таких, как куртал (средневековый фагот), уд (арабская лютня), сагбут (старинный тромбон), различные флейты, присутствуют барочная viola da gamba и современный контрабас. Но у музыкантов вовсе нет цели поразить слушателей акустической экзотикой, все замыслы имеют либо практическое, либо историческое.

Музыканты исполняют древние песни, осознавая себя людьми XXI века, но при этом глубоко изучают источники, которыми пользуются. На их концертах всегда удачно совмещаются стильность исполнения и живость подачи. На этот раз знаменитый ансамбль везёт в Москву программу, посвящённую Пресвятой Деве.

Приглашаем вас на концерт в Соборе на Малой Грузинской : Ave Maria. Ансамбль Hortus Musicus (Эстония)

При поддержке Посольства Эстонии в Москве и Министерства культуры Эстонии

https://artbene.ru/concert/15-11-2019/

Выступают: Ансамбль Hortus Musicus

В программе: Вальтер фон дер Фогельвейде, К. Монтеверди, Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Корелли и др.

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка #органвмоскве #органвсоборе

Органисты мира: Юрген Эссль (Штутгарт, Германия)

14.10.2019|

Органисты мира: Юрген Эссль (Штутгарт, Германия)

Штутгард появился в Х веке, когда на месте античной крепости построили лошадиную ферму для выращивания жеребцов императорского войска Оттона Великого. Штут – значило “конь”, а “гард” – город на древнеславянском. В то время славянские и германские племена жили совсем рядом. Хотя есть и другая трактовка этого названия: Штутгарден – конюшенный сад. Гербом “лошадиного” города до сих пор остался черный конь на желтом фоне, вот только кони стали железными.

Юрген Эссль (орган, Германия)
Юрген Эссль (орган, Германия)

В наши дни Штутгард – важный центр автомобильной промышленности. Но это в нем интересно. Главное что по качеству жизни он лидирует над очень многими немецкими городами. А в области культуры уверенно провосходит их. Штутгард неоднократно завоевывал титул “культурной столицы” Германии. А ведь эта страна сама по себе выделяется культурой! Среди прочего Штутгард является мировым рекордсменом по количеству штатных сотрудников государственных театров. Наверное сами штутгардцы уже настолько привыкли к своему духовному богатству, что не особенно замечают его, как жители приморских городов не ценят своих пляжей. А вот все остальные, сталкиваясь с артистами и музыкантами из Штутгарда, сразу видят их высочайший культурный уровень.

Штутгардский музыкант Юрген Эссль известен во всем мире как виртуозный органист и как самобытный композитор. . Он также получил образование и как церковный музыкант, а в 1997 году стал профессором в Высшей музыкальной школе в Любеке, городе Букстехуде. В качестве исполнителя и импровизатора Эссль объехал весь мир. Его помнят в США, Мексике, Тайване, Израиле и др. Он был гостем самых известных концертных залов в Москве, Праге, Вене, Цюрихе, Лиссабоне и других крупных городах. Как исполнитель он очень самобытен, поскольку сам профессионально сочиняет музыку. И каждую концертную программу он обязательно дополняет своими сочинениями. Актуальный современный музыкант из культурной столицы Германии – разве можно пропустить такое событие?

Приглашаем вас на концерт в соборе на Малой Грузинской: Органисты мира: Юрген Эссль (Штутгарт, Германия)

https://artbene.ru/concert/13-11-2019/

Для вас выступит : Профессор Высшей школы музыки и исполнительских искусств в Штутгарте Юрген Эссль (орган, Германия)

В программе: И. С. Бах, В. А. Моцарт, С. Франк, К. Сен-Санс, Ю. Эссль

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка#органвмоскве #органвсоборе #малаягрузинская#соборнамалойгрузинской #малаягрузинскаякатолический
#концертынамалойгрузинской #костелнамалойгрузинской#католическийсобор #соборконцерт #концертрасписание#малаягрузинскаяулица #католическийсоборнагрузинской#органнаямузыка #малыйгрузинский #католическаяцерковь#собормосква #фондискусстводобра #органkuhn

Время гитары

9.10.2019|

Сказки башенных трубачей

9.10.2019|

Сейчас только проснулся, зашел в Интернет – и сразу в курсе всех мировых новостей. А когда-то ведь – страшно подумать – не существовало даже радио! Но и в те времена знать последние новости оказывалось делом весьма полезным. Иначе можно было легко пропустить какой-нибудь веселый праздник, или, еще хуже – вражеский набег. Роль средневекового новостного портала исполняли башенные трубачи. С помощью особых мелодий они сообщали горожанам, что король женится, или приехала почта, или наступили черные дни и всем нужно готовиться к осаде города. Не стоит думать, будто башенные трубачи не умели играть ничего, кроме своих сигналов, они считались музыкальной элитой, за эту вакансию боролись лучшие городские музыканты. Среди предков Баха тоже есть башенные трубачи, а баховская династия славилась своим серьезным подходом к музыке. А еще башенные трубачи пользовались огромной популярностью – ведь они так красиво трубили, возвышаясь над всем городом в своих нарядных костюмах! Девушки мечтали о них, и они часто становились героям городских легенд, а их мелодии живы до сих пор, их по-прежнему играют на башнях некоторых старинных европейских городов.

Одна из таких мелодий – знаменитый Хейнал. Он раздается каждый час с башни Мариацкого костела города Кракова. Само слово хейнал пришло из венгерского языка и переводится, как «утро». Изначально этот сигнал служил будильником для горожан, но с 14 века мелодия стала сигнализировать об опасности. О пожаре, или о нападении врагов. Башенные трубачи играли хейнал с самой высокой точки города, которой был как раз Мариацкий костел. Однажды трубач увидел татаро-монгольскую конницу совсем близко от стен города и затрубил хейнал что есть силы. Он успел предупредить горожан, а вот мелодию до конца не доиграл – вражеская стрела вонзилась ему в горло. А предупрежденные жители Кракова смогли не только отбить атаку, но и захватить богатые трофеи. В память о трубаче-герое хейнал теперь не играют до конца, а заканчивают на той самой ноте, на которой оборвалась его жизнь.

Эта легенда имеет продолжение: монгол который застрелил трубача потом маялся и не места находил себе место, считая, что “убил муэдзина на минарете “. И далеко, в городе Самарканде возникло поверье: чтобы снять грех монгольского лучника, трубач из дальних западных земель должен сыграть хейнал до конца посреди Самаркандского рынка. Во время Второй мировой войны, в Самарканде формировалось одно из подразделений будущего Войска Польского. Несколько солдат, родом из Кракова отправились на базар и местные старики обратились к ним с настоятельной просьбой привести с собой в следующий раз полкового трубача. Трубач пришел и Хейнал зазвучал над Самаркандом.

Хейнал – один из символов Польши. Именно он прозвучал 18 мая 1944 года в честь победы над немецкими войсками в битве под Монте-Кассино. Сейчас каждый день, в полдень его транслирует первая программа национального радио и он разносится по всем польским землям. Его мелодия также является позывными Краковской астрономической обсерватории как сигнал точного времени. А еще хейнал был занесён в Книгу рекордов Гиннесса, как мелодия, которую сыграли одновременно примерно 2000 трубачей, съехавшихся со всего мира.

Приглашаем вас и ваших детей на концерт в Соборе на Малой Грузинской : Сказки башенных трубачей

https://artbene.ru/concert/26-10-2019/

Для вас выступят: Анна Ветлугина (орган, клавесин)
Дмитрий Максименко (орган)
Игнат Ветлугин (сакс-горн альт)
Игорь Баканов (тромбон, эуфониум)
Николай Павлов (сакс-горн тенор)
Юлий Котов (контратенор)

В программе: Ж. Б. Сенайе, П. Чайковский, А. Шнитке, А. Рыбников, В.
Вавилов, А. Ветлугина и др.

Сентябрь 2019

Даниил Хачатуров выступит в Соборе на Малой Грузинской

30.09.2019|

Совсем недавно в музыке искали новых средств. Какие-то особые тембры, необычный саунд или нестандартные исполнительские приемы. Сейчас актуальны поиски новых смыслов, проживание знакомой ситуации по-новому. Например – все знают, что органы стоят, как правило, в соборах и на них играют Баха, а дудук – армянский инструмент и на нем играют армянские мелодии и эти два вида музыки существуют в параллельных измерениях.

Но Армения – первая в мире страна, признавшая учение Христа на государственном уровне. Конечно же, христианские музыкальные традиции там имеют огромный стаж. Так почему же не соединить орган и дудук, если они – две ветви одного и того же дерева? Кстати, одно из аутентичных названий дудука – циранапох – переводится с армянского, как «душа абрикосового дерева». За прошедшие столетия дудуки из чего только не делали! Из всевозможных древесных пород, даже из хрусталя. Но в итоге мастера остановились на абрикосе потому, что он символизируют силу духа и верную долгую любовь. Поэтому орган и дудук – не просто сочетание двух музыкальных инструментов, а слияние Востока и Запада в единстве мирового христианства. В музыке сочетаются не только традиции, музыкальное искусство создает контекст и прорастает в совсем не музыкальные этажи бытия. Например, с помощью информации через музыку можно делать добрые дела. И не просто собирать деньги на благотворительных концертах, а дать возможность творчески реализоваться талантливым детям-инвалидам.

Например, одиннадцатилетний Даниил Хачатуров не видит почти с рождения: в три месяца у него обнаружили злокачественную опухоль сетчатки обоих глаз. Но сегодня мальчик говорит, что не хочет даже вспоминать по свою болезнь. Он обладатель прекрасного голоса, любимец публики и полон творческих планов.

Даниил Хачатуров

Даниил Хачатуров

Впервые Данииле Хачатурове заговорили, когда он сочинил, а затем прочитал в 2016 году на фестивале «Белая трость» в Москве стихотворение «Прекрасные люди». Выступить на фестивале ему удалось при помощи певицы Дианы Гурцкой. Позже она заметила его вокальные данные и предложила мальчику спеть дуэтом. Вдохновленный успехом, мальчик серьезно занялся вокалом и стал участвовать в конкурсах и фестивалях, на которых всегда занимал призовые места. А с 2018 года Даниил начал исполнять песни собственного сочинения.

Душа абрикосового дерева – красивый добрый проект о родстве традиций и помощи талантам. Красивый чистый голос Дани Хачатурова прозвучит в медитативном величественном обрамлении ансамбля дудукистов под управлением Оганеса Казаряна и органной партии в исполнении титулярной органистки собора, Марины Омельченко

Приглашаем вас на концерт в Соборе на Малой Грузинской : Душа абрикосового дерева

https://artbene.ru/concert/04-10-2019/

Для вас выступят: Даниил Хачатуров (вокал)
Марина Омельченко (орган)
Московская школа дудука
Оганес Казарян (дудук)

В программе: Анания Ширакаци, И. Пахельбель, И. С. Бах, Г. Бём, К. Сен-Санс, М. Екмалян и др.

#концертывсоборе #малаягрузинская #орган #органнаямузыка #концертыдлявсейсемьи

Органисты мира: Колин Эндрюс (Великобритания – США)

27.09.2019|

Известно, что Бах никогда не покидал родной страны. Может быть, такая тихая размеренная жизнь созвучна менталитету настоящего органиста, который всю жизнь играет в одной и той же церкви?

 Колин Эндрюс

Колин Эндрюс

Английский органист Колин Эндрюс точно не согласится с подобным утверждением. Между тем, в современном органном пространстве этот музыкант – бесспорно масштабное явление. Престижные площадки всего мира наперебой приглашают его выступить. Его концерты состоялись практически во всех залах, знаковых для серьезной музыки. В длинном списке Собор Парижской Богоматери, Кембридж, Большой зал Московской консерватории, Мариинский театр, а также огромное количество стран, не ассоциирующихся с органной культурой: Китай, Корея, Малайзия, Южно-Африканская республика. Жизнь Колина Эндрюса – своего рода музыкальная миссия. Он не только выступает, как исполнитель, но и читает интереснейшие лекции, посвященные своему любимому музыкальному инструменту. Его лекционные циклы с успехом проходили в Академии Франца Листа в Будапеште, в Тайваньском богословском колледже, на «Встречах с духовым органом» (Американская гильдия органистов), и в Бирмингемской королевской консерватории (Соединённое Королевство), в Университете Эмори (Атланта, штат Джорджия, США), в Санкт-Петербургской консерватории и многих других учебных заведениях. Обучает он также исполнительскому мастерству, причем с большим успехом. Его студенты побеждают в национальных и международных органных конкурсах, многие из его выпускников занимают ответственные должности в учебных заведениях и храмах. Конечно же, такого выдающего музыканта постоянно зовут в жюри органных конкурсов.

Колин Эндрюс – один из четырёх органистов, записавших полное собрание органных произведений Оливье Мессиана. За этот нелегкий труд он получил титул «Почётного члена» ассоциации «Association Grand Orgue Trinite Messiaen» при Церкви Святой Троицы в Париже, где Мессиан служил органистом 61 год. Пьесы Мессиана в исполнении Колина Эндрюса вошли в десятку лучших записей года в категории духовной музыки за 2012 год.

При этом Эндрюс, как уже говорилось, вовсе не ограничивается престижными европейскими или американскими площадками. Он с удовольствием ездит в далекие страны и не самые большие города. Если где-то строится новый орган или начинает действовать после реставрации старый, органист по возможности старается не оставаться в стороне. Например, в 2015 году он, одним из первых дал концерт на отреставрированном органе в зале филармонии в Екатеринбурге. Прошлый год вполне показателен для Колина Эндрюса: пятьдесят четыре концерта в Австралии, Южной Корее, Малайзии, Сингапуре, России, Бельгии, Норвегии, Швеции, Польше, Германии, Франции, Соединённом Королевстве и США.

Пусть Баху не довелось ни разу в жизни пересечь германской границы, сегодня талантливые последователи разносят его музыку по всему земному шару от Сиднея и Кейптауна до Пекина и Нью-Йорка.

Приглашаем вас на концерт в Соборе на Малой Грузинской : Органисты мира : Колин Эндрюс (Великобритания – США)

https://artbene.ru/concert/09-10-2019/

В программе: И. С. Бах, Л. Бетховен, С. Франк, Л. Фарнам, Ж. Бонне

Выступает: Колин Эндрюс (орган, Великобритания-США)

#органмосква #органныйконцерт #концертмосква #органнаямузыка

В исполнении струнного оркестра прозвучит четвёртая симфония А. Пярта

22.09.2019|

Какие качества требуются сегодня от серьезного композитора? Самобытность, новаторство? Пожалуй, последнее, точно нет. Новаторство, осталось в ХХ веке. А слово «самобытность» в наши дни все чаще заменяется не очень-то близким по смыслу словом «стильность». Другими качествами, важными для современной музыки, называют актуальность и харизматичность.

Арво Пярт

Арво Пярт

Арво Пярт которому уже на девятый десяток, большую часть жизни прожил в ХХ веке, но сегодня его творчество воспринимается удивительно актуально. Почему так? Может быть, потому что в то время, когда многие его коллеги в поисках новизны бесконечно усложняли свою музыку, он искал новую простоту?

Конечно, простота Пярта оказалась далека от примитива. Он годами вырабатывал свой стиль, который назвал сказочным именем Тинтинабули от лат
В исполнении струнного оркестра прозвучит четвёртая симфония А. Пярта
инского слова tintinnabulum, что значит “колокольчик”. Имелись в виду не цветы и не какие-то абстрактные звенящие звуки или предметы, а вполне конкретные небольшие церковные колокола, которые встречаются в храмах Европы. Этим словом композитор подчеркнул духовно-мистическую природу своего творчества. Сама композиторская техника состояла в синтезе музыки и математики, как у средневековых анонимных авторов, которые творили в монастырях. Пярт брал какой-то духовный гимн и переводил его текст на язык цифр, а потом использовал цифровой код в создании своих произведений. Кажется, что таким способом может получиться лишь звуковая абракадабра, но у Пярта рождалась музыка, которую потом даже использовали в качестве терапии в клиниках. Эта музыка была удивительно красива и светла, хотя критики писали, что ей присуща «печальная красота, неизбывная грусть». Одно из первых сочинений Пярта, написанных в этой технике – «Spiegel im Spiegel» (Зеркало в зеркале), теперь так называется музыкальный фестиваль, посвященный творчеству мастера.

Можно ли назвать такой композиторский метод новаторским? Несомненно, если забыть, что нечто подобное уже делал Бах, а до него – множество других композиторов. Все они ставили своей задачей не самовыражение, а восхваление Творца через свою интерпретацию Священного Писания. И вот ХХ прошел, множество дерзких музыкальных открытий композиторов-авангардистов канули в Лету или стали страницами истории, а гениальная простота Арво Пярта, основанная на многовековой христианской традиции – востребована год от года все больше.

Арво Пярт

Арво Пярт

Сам композитор в беседах и интервью сравнивает свою технику с «белым огоньком, в котором содержатся всевозможные цвета». Вот только видны они становятся с помощью особой призмы, и эту волшебную призму композитор тоже заложил в свое творчество. Это – душа слушателя, которая всегда безотказно работает.

Приглашаем вас на концерт в соборе на Малой Грузинской : В рамках V Международного музыкального фестиваля «Зеркало в зеркале»

https://artbene.ru/concert/27-09-2019/

В программе: Г. Канчели, А. Пярт

Выступают: Андрей Березин (виолончель, Россия), Андрес Мустонен (скрипка, Эстония) и Оркестр фестиваля «Зеркало в зеркале»

органныйконцерт#органныйконцерт концерторганноймузыки#концерторганноймузыки органнаямузыка#органнаямузыкаорганвмоскве#органвмоскве органвсоборе#органвсоборе малаягрузинская#малаягрузинскаясоборнамалойгрузинской#соборнамалойгрузинской малаягрузинскаякатолическ#малаягрузинскаякатолический
концертынамалойгрузинской#концертынамалойгрузинской костелнамалойгрузинской#костелнамалойгрузинскойкатолическийсобор#католическийсобор соборконцерт#соборконцерт концертрасписание#концертрасписаниемалаягрузинскаяулица#малаягрузинскаяулица католическийсоборнагрузин#католическийсоборнагрузинскойорганнаямузыка#органнаямузыка малыйгрузинский#малыйгрузинский католическаяцерковь#католическаяцерковьсобормосква#собормосква фондискусстводобра#фондискусстводобра органkuhn#органkuhn

Венецианская консерватория

22.09.2019|

Что такое консерватория? Это место, где принято чинно вести себя, слушая музыку, или обучаясь музыке. Но всегда ли там было чопорно и чинно? И почему это название так похоже на слово «консервы»?

Ospedale della Pieta

Ospedale della Pieta

Изначально консерваториями называли приюты для беспризорников, которых там «консервировали», то есть, говоря по-русски, а не по латыни – спасали от голода и холода. Латинский глагол conservare как раз означает “сохранять”, и его можно применять не только к овощам и фруктам, но и к детям, нуждающимся в защите. Можно только представить, сколько чинности проявляли маленькие уличные бродяги – воспитанники первых консерваторий. Почему же вдруг богоугодные заведения стали образовательными учреждениями для музыкантов, еще и такого высокого уровня?

Все началось с венецианского приюта Оспедале-делла-Пьета (Ospedale della Pieta). Изначально это заведение было даже не приютом, а специальной гостиницей для крестоносцев. Когда эпоха крестовых походов минула – Оспедале-делла-Пьета постепенно начал принимать под свою крышу брошенных девочек. Почему именно девочек? От них избавлялись охотнее, каждая девочка несла с собой расходы на приданое. А вообще «лишних» детей в Венеции появлялось больше, чем во многих иных городах, учитывая вольные нравы Светлейшей республики и любовь к маскарадам, где можно было веселиться инкогнито.

Ospedale della Pieta

Ospedale della Pieta

Неизвестно, кому первому из служителей Оспедале-делла-Пьета пришла в голову мысль учить воспитанниц музыке на высоком уровне, но идея была весьма здравая. Во времена Вивальди музыка в Венеции была крайне модным занятием и хорошие музыканты стоили дорого. Имея качественный хор и оркестр, приют не только зарабатывал себе на хлеб насущный и не зависел от милости благотворителей но и мог обеспечить приданым наиболее выдающихся артисток. Воспитанницы стали популярны во всей Венеции и за ее пределами, они выступали на публичных концертах и на закрытых мероприятиях наподобие современных корпоративов. Особый интерес к девочкам подогревал тот факт, что из соображений благочестия они всегда выступали за решетками, полностью скрывающими лица. Из девичьих коллективов вырастали звезды – скрипачки, певицы и даже композиторы. Некоторые имена сохранились. Но более всего известен один из их руководителей. Его звали Антонио Вивальди и свои шедевральные «Времена года» он написал как раз для юных исполнительниц. Во времена его сотрудничества с Оспедале-делла-Пьета этот приют начал цениться столь высоко, что аристократы отдавали туда своих законных дочерей для получения музыкального образования. Оспедале-делла-Пьета, давший название всем высшим учебным заведениям для музыкантов, просуществовал до 1830 года. Потом там перестали заниматься музыкой и место снова, как во времена крестоносцев, стало гостиницей. И в наши дни это здание занимает гостинично-ресторанный комплекс «Метрополь». А консерватория в Венеции конечно же существует, она имеет высокий рейтинг и мировую известность, вот только названа он не в честь Вивальди, как можно было бы предположить, а в честь его современника, Бенедетто Марчелло. Два композитора, живущие в одном городе, конечно же были знакомы, но вовсе не дружили. Марчелло даже писал разгромные отзывы о творчестве своего коллеги. Может быть, в том числе, благодаря ему Вивальди вычеркнули из списков композиторов на целые 200 лет. Тем не менее, благодаря своим сочинениям для девочек-сирот Вивальди сегодня более востребован, чем Марчелло. А церковь Санта-Мария-делла-Пьета, где выступали его ученицы, сохранилась до наших дней, и сегодня ее часто называют просто церковью Вивальди.

Но венецианцы не думают, что поступили несправедливо, ведь Марчелло был просветителем и организатором и его заслуги перед городом действительно велики. К тому же Венеция – это не только Вивальди, это свой неповторимый взгляд на мир, который нелегко понять если ты не родился в этом удивительном городе, балансирующим между водой и воздухом.

Приглашаем вас на концерт в Соборе на Малой Грузинской : Музыка соборов мира: Сильвио Челегин (орган, Венеция) и Луиза Джаннини (сопрано, Венеция)

https://artbene.ru/concert/28-09-2019/

Выступают:
Луиза Джаннини (сопрано, Италия) Сильвио Челегин (Орган, Италия)

В программе: В. Любек, А. Вивальди, И. С. Бах, Б. Галуппи, Ф. Мендельсон, Дж. Верди

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка #органвмоскве #органвсоборе #малаягрузинская #соборнамалойгрузинской #малаягрузинскаякатолический
#концертынамалойгрузинской #костелнамалойгрузинской #католическийсобор #соборконцерт #концертрасписание #малаягрузинскаяулица #католическийсоборнагрузинской #органнаямузыка #малыйгрузинский #католическаяцерковь #собормосква #фондискусстводобра #органkuhn #органдуховой #органслушать #artbene #artbeneru #музыкасоборовмира

Август 2019

Органисты мира – Джеймс Хигдон (США)

22.08.2019|

Джеймс Хигдон – известный американский органист, руководитель отделения органа и церковной музыки в Канзасском университете.

James Higdon

James Higdon

Он прекрасно знает органную культуру своей страны, но с особой любовью относится к французской органной музыке. Его крупные работы в области звукозаписи – это, например, полное собрание произведение для органа Жана Алена, музыка М. Дюпре и К. Сен-Санса. Симпатия эта отнюдь не виртуальная, Хигдон провел во Франции много времени и среди его учителей –Мари-Клэр Ален, органистка и музыкальный критик из знаменитой музыкальной династии. Именно она открыла американскому музыканту мир органов Кавалье-Коля . На одном из них, размещенном в церкви святого Франциска Сальского в Лионе Хигдон и записал свои аудиоальбомы. Также он выступал с концертами в легендарном Нотр-Дам де Пари.

С Россией Джеймса Хигдона связывает членство в жюри органного конкурса имени Микаэла Таривердиева, а еще он периодически выступает в нашей стране.

Орган Kuhn - Единственный в России, в Соборе на Малой Грузинской
Орган Kuhn – Единственный в России, в Соборе на Малой Грузинской

Что касается репертуара, то Хигдон, конечно, признанный специалист в области французской органной традиции и один из тех, кто исполняет музыку композиторов современной Франции, например, титулярного органиста Нотр-Дам де Пари, О. Латри. Также с огромным вниманием он относится к органной культуре своей страны, став первым исполнителем трех произведений для органа, написанных американскими композиторами: Эпифора: Соната в четырех действиях для органа – Сэмюэл Адлер, 1992; Три темперамента – Стивен Полус, 1996; Trelugue, Peccatas and Feuds – Музыка для звучащего пространства – Джеймс Мобберли, 1997. Не проходит он и мимо достижений музыкантов других стран – в его репертуаре музыка М. Таривердиева и китаянки Чень И.

Приглашаем вас на концерт в соборе на Малой Грузинской : Органисты мира: Джеймс Хигдон (США)

https://artbene.ru/concert/14-09-2019/

Выступает: Профессор Канзасского университета Джеймс Хигдон (орган, США)

В программе: Н. де Гриньи, С. Барбер, Ж. Ален, Ш. Турнемир, М. Таривердиев, О. Латри, Чэнь И

#органныйконцерт #концерторганноймузыки #органнаямузыка #органвмоскве #органвсоборе #малаягрузинская #соборнамалойгрузинской #малаягрузинскаякатолический
#концертынамалойгрузинской #костелнамалойгрузинской #католическийсобор #соборконцерт #концертрасписание #малаягрузинскаяулица #католическийсоборнагрузинской #органнаямузыка #малыйгрузинский #католическаяцерковь #собормосква #фондискусстводобра #органkuhn #органдуховой #органслушать #artbene #artbeneru #органистымира #ДжеймсХигдон #органСША #JamesHigdon