Твое место среди первых

Подпишись на новости фонда, получай актуальную афишу, уникальные промокоды и специальные предложения на билеты!

Информация2018-10-19T13:25:16+03:00

Концерты в Соборе на Малой Грузинской организует благотворительный фонд “Искусство добра”. Собранные с концертов средства направляются на содержание здания Собора, реставрацию органа Kuhn и на другие благотворительные проекты фонда. Посещая концерты, вы делаете мир лучше!

Проекты фонда “Искусство добра:
Фестиваль в Москве на театральном органе Allen “Progressive Organ “: органныйконцерт.рф
Международный фестиваль “Органные сезоны” на Юге России: органныесезоны.рф
Международный Рождественский фестиваль “Искусство добра”: christmasfest.ru

Новости и объявления

Февраль 2020

Страсти по Средневековью

26.02.2020|

Когда в концертном зале звучат совершенно космические «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха, очень трудно представить, что классический шедевр произошел от средневековых площадных мистерий. Традиция этого уличного жанра насчитывает почти половину тысячелетия, но, скорее всего, его продолжительность жизни значительно больше. Никто ведь не знает, когда появилась первая мистерия. А сегодня, когда в тренде историческая реконструкция, этот жанр возрождается.

Зарянко Сергей Константинович (1818—1871) Христос Спаситель. 1864 Нижегородский художественный музей Страстная седмица – последняя седмица перед Пасхой.
Зарянко Сергей Константинович (1818—1871) Христос Спаситель. 1864 Нижегородский художественный музей Страстная седмица – последняя седмица перед Пасхой.

Как же выглядели классические средневековые мистерии о страстях Христовых? Начнем с того, что жанр «ужасов» в то время был востребован ничуть не меньше, чем в наши дни. Поэтому основой для сюжета будущих «пассионов» (страстей) становились страдания не только самого Христа, но и святых праведников. Средневековая публика очень любила кровавые спецэффекты. Для их воплощения в бычьи пузыри наливалась жидкость, окрашенная красным. В нужный момент пузырь незаметно прокалывался, вызывая страх и ужас. Мастера средневекового хоррора умели показывать даже казни, когда помощники режиссера ловко подменяли человека большой куклой, которой зверски рубили голову. Сохранилась режиссерская инструкция к «Мистерии Ветхого Завета», где написано на латыни: «нужна кровь, ибо через это можно укрепить веру». Надо отдать должное средневековым театральным деятелям: живописуя страдание, они не забывали о противоположных эмоциях. Образы рая и милости Божия создавались с не меньшей искусностью и вниманием. Рабочие сцены устраивали Вознесение Христово с помощью системы специальных блоков, когда актер действительно будто бы медленно поднимался в воздух. Очень часто на сцене присутствовало, так называемое «райское жилище». На его отделку собирали всё самое лучшее, что только могли найти. Правда аксессуары использовались довольно земные – дорогие ткани, ковры, что-нибудь блестящее и много-много цветов. Так наивно народ представлял себе Обитель Праведников.

Ад и рай были единственными объектами пристального внимания для художников декораторов, всё остальное подавалось предельно схематично. Для обозначения монарха считалось достаточным поставить на сцене трон, худо-бедно позолоченный. А географию Святой земли обозначали ещё проще – табличкой с надписью «Назарет» или «Иерусалим».

Несмотря на грубую условность формы, такие мистерии оказывали огромное воздействие на аудиторию. Разумеется, публика была подготовленной, в те времена все население Европы существовало строго в контексте христианств. Но мистериальное искусство действительно сильно отличается от обычного театра. Главные действующие лица там – не люди с их характерами и психологической достоверностью, а события и их мистический смысл. Поэтому, в мистерии зритель становится почти участником, это и привлекало огромные толпы.

Не всегда мистерии было полностью благочестивы – встречались довольно смелые трактовки Священного Писания вплоть до богохульства. Поэтому, церковь относилась к этому виду искусства сдержанно, а отдельные спектакли и вовсе оказывались вне закона. Пассионы, как таковые были «официальной» версией мистерий, частью католической службы, но в театральном виде – с ролями и музыкальными инструментами – они поначалу разыгрывались тоже не в соборах, а рядом. В храмовое пространство «Страсти» вошли только к XVII веку и самый их расцвет как раз приходится на время И.С. Баха.

Интересно, что текст баховского шедевра вовсе не классически причесанный, в напудренном парике, в нем ясно читаются элементы площадного хоррора:

«Пришли убийцы все толпой
Кто с пикой, кто с дубиной
Иуда их привел с собой
Ведь сговорился он Христа
Предать их ярости звериной.
Тут Петр решил вступиться
И в их толпу мечом врубиться».

Далее вступает святой Петр:

«Предатель проклятый, о где твое сердце?
Тигр или лев тебе дали его?
Рассечь на куски, раскрошить его надо,
Чтоб им накормить ядовитого гада,
Ведь ты походишь на него».

При всем уважении к либреттисту Баха Пикандеру, трудно назвать эти строки образцом хорошего поэтического вкуса. Почему же именно Пикандер стал поэтом Баха, и этот творческий тандем работал так долго и плодотворно? Неужели великий композитор настолько плохо разбирался в поэзии?

Разумеется, нет. Невозможно, владея в совершенстве одним видом искусства, совершенно не видеть бездарного в другом, хотя бы на уровне эмоционального восприятия. И Пикандер не являлся бездарностью. Его поэтический язык мог покоробить, даже возмутить тонкого ценителя поэзии, но в нем заключалась эмоциональная сила и достоверность, та самая мистериальность, необходимая Баху. Поэтому баховские пассионы все-таки лучше слушать не в светском концертном зале, даже с самой лучшей акустикой, а в пространстве действующего храма.

Приглашаем вас в Собор на Малой Грузинской на концерт: Страсти
Христовы. Арии и дуэты из пассионов И. С. Баха

18 марта (среда), в 20:00

В программе: И. С. Бах

Для вас выступят: Анастасия Лепешинская (меццо-сопрано)
Марианна Высоцкая (орган)
Ольга Ионова (сопрано)

Билеты и подробности концерта: https://artbene.ru/concert/18-03-2020/

Футбол и святой Патрик

26.02.2020|

Виктор Зинчук – личность известная, можно даже сказать – легендарная. Мало кто из гитаристов может похвастаться рекордом Гиннеса. Зинчук установил его в 2001 году, сыграв известную композицию Римского-Корсакова «Полёт шмеля» быстрее всех на Земле. У него получилось извлечь из гитары двадцать нот в секунду. Но это достижение для него – всего лишь один из интересных жизненных эпизодов, не больше.

Российский гитарист, композитор, аранжировщик, Заслуженный артист России, Виктор Зинчук
Российский гитарист, композитор, аранжировщик, Заслуженный артист России, Виктор Зинчук

Виктор – человек разносторонний и глубокий, он не только гитарист, он и композитор, создавший много прекрасных мелодий. А этот, по большому счету, цирковой номер просто очень соответствует характеру музыканта, он привык бороться и побеждать. Имя Виктор переводится с латыни, как победитель. В 1988 году вышел фильма о творчестве Зинчука, который так и называется «Виктор-победитель». Он сам утверждает: что-то есть в нём от борца: видишь препятствие и хочется его преодолеть. С этой позиции он принимает любые вызовы жизни. А бывает всякое, не только борьба за место в книге рекордов Гиннеса, но и преодоление себя и страдания. Гитарист рассказывал о так называемой «болезни Паганини», которая часто поражает музыкантов-виртуозов, посвящающих занятиям на инструменте много часов ежедневно. Эти тренинги, позволяющие поражать публику мастерством, больно бьют по суставам пальцев. Порой с утра Виктору не удавалось держать в руках даже зубную щетку. Но борцовский характер помог преодолеть и эту проблему.

Российский гитарист, композитор, аранжировщик, Заслуженный артист России, Виктор Зинчук
Российский гитарист, композитор, аранжировщик, Заслуженный артист России, Виктор Зинчук

«Я лёгкий в обучении» – говорит по себя Виктор. Казалось бы чему учиться такому мастеру? Но он всегда жадно ищет у кого бы поучиться и делает это с большой радостью. Точно таким же был когда-то Иоганн Себастьян Бах, который каждый день внимательно штудировал партитуры своих современников, несмотря на то, что они были во много раз менее талантливы, чем он. Поэтому Виктора Зинчука иногда очень огорчает инертность публики. Люди хотят слушать только то, что уже слышали. Расширить или изменить репертуар порой оказывается непросто потому, что все уже привыкли, что Зинчук – это каприс Паганини на гитаре или Ave Maria. А если музыкант не хочет почивать на лаврах? По его словам: «то что уже есть в твоём репертуаре, это у тебя в кармане, от этого ты особенно не вырастешь».

Когда его спрашивают : «что для тебя источник вдохновения?», ответ крайне неожиданный для музыканта. Зинчука вдохновляет футбол. Радость, которой он был лишён в детстве из-за музыки, стала его любимым хобби. Он играл со знаменитыми футболистами и говорит, что футбол – это целая философия.

Когда его спрашивают о творческих планах, Виктор Зинчук всегда говорит о надежде на новые музыкальные открытия. Приводит в пример Верди, который влюбился в 75 лет и начал создавать совершенно неожиданные новаторские произведения. Но и сейчас творческий путь Зинчука насыщенный и разнообразный. Это классика и хард-рок, сочинение музыки, создание обучающих программ для гитаристов и много всего другого. В числе прочего, Виктор серьезно занимается ирландкой музыкой, постоянно выступает в кельтских клубах, его принимают там не хуже настоящего ирландца. Поэтому день святого Патрика для него почти профессиональный праздник.

В этом году Зинчук исполнит свою ирландскую программу в соборе на Малой Грузинской.

Приглашаем вас в Собор на Малой Грузинской на концерт: Праздничный концерт в день св. Патрика. Играет Виктор Зинчук (гитара)

https://artbene.ru/concert/17-03-2020/

Выступают:
Виктор Зинчук (электрогитара, акустическая гитара, банджо)
Дмитрий Лобанов (электрогитара, акустическая гитара)
В программе: Торла О’Каролан, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Дж. Россини, М. Глинка, В. Зинчук и др.

Музыканты из Пуэрто-Рико выступят в соборе на Малой Грузинской

20.02.2020|

Слово «болеро» вызывает в памяти укороченную кофточку. А если это про музыку, то конечно Болеро Равеля. Но этим словом называется целый музыкальный жанр, родившийся на Карибском море. Воспевается в нем трагическая любовь посреди жизненных невзгод, но звучит это настолько красиво и страстно, что сразу хочется как-то немного приобщиться к этим самым «невзгодам».

 Ансамбль Miramar (Пуэрто-Рико)
Ансамбль Miramar (Пуэрто-Рико)

И не случайно. Ведь в самом словосочетании «Карибское море» уже слышится что-то романтическое , захватывающее. На весь мир популярна пиратская сага про Джека Воробья и это место выбрано не случайно. Действительно, бассейн Карибского моря очень живописен и имеет богатую историю. Одно из интереснейших мест в Карибском море это Пуэрто-Рико. Христофор Колумб открыл его в 1493 году одним из первых. Тогда там жили индейские племена таибо и боринкенов, а с ними враждовали индейцы, называющие себя карибами.

Столица Пуэрто Рико – Сан-Хуан – является сегодня одним из самых старых городов Америки. Его история восходит к 1521 году. В XVI веке к этому берегу причаливали каравеллы с сокровищами, именно здесь зародилось будущее страны, потому, что полоса земли на самой оконечности полуострова оказалась очень удобным форпостом для обороны. В наши дни столица Пуэрто-Рико является национальной исторической зоной, которая очень популярна среди туристов. Старый город, будто живой музей, наполненный старинными зданиями. Они помнят если не самого Колумба, то уж точно его потомков. Улицы древней столицы очень узкие, такие, как в средневековых европейских городах, только еще и с перепадами высот. Вот только брусчатка здесь абсолютно неевропейская, очень гладкая и называется “адекинес”. В северо-западной части города сохранилась крепость, она являлась когда-то серьезным военным объектом Карибского моря, а строили её больше двух столетий. Первый камень был заложен в 1539 году, закончили постройку уже 18 веке. Крепость выстояла во время нападения легендарного пирата Френсиса Дрейка, выдержала она и атаку голландского флота и даже мощный артиллерийский удар американской атлантической эскадры, это событие произошло уже в самом конце 19 века. С развитием авиации она потеряла свое стратегическое значение и стала музеем. Также в окрестностях Сан-Хуана расположилось королевство рома Баккарди. Отличительные черты пуэрториканской архитектуры – множество кованых решеток, увитых цветущими вьюнками. Это выглядит очень по-испански, что не случайно. Культура здесь более испанская чем американская, хотя страна находится под юрисдикцией Соединенных Штатов Америки.

Пуэрто-Рико
Пуэрто-Рико

В Пуэрто-Рико менталитет жителей далек от «американской мечты», скорее им ближе философия Дона Хуана из знаменитых книг Кастанеды. Созерцание также входит в местную традицию, как и вкус настоящего рома. Более всего для созерцания подходит берег океана. Есть даже известная смотровая площадка над океаном – Miramar. Это слово взял себе для названия ансамбль, играющий болеро. Miramar исследует традиционное болеро, предлагая оригинальные интерпретации и сочинения, и экспериментирует, продолжая расширять границы жанра. Любители латиноамериканской музыки уже отметили высокий уровень ансамбля. Прокатившись с успешным гастролями по Америке и Европе, Miramar едет с единственным концертом в Россию, чтобы выступить в московском католическом соборе.

Остается вопрос: как любовь к созерцанию совмещается с динамичным болеро? Ответ можно найти в климатических особенностях Пуэрто-Рико. Эта страна славится не только теплым океаном и прекрасными видами, но также и внезапными ураганами, к которым привыкнуть невозможно. Наверное, они и держат жителей Карибского моря в постоянном тонусе и помогают острее проживать каждый момент жизни.

Приглашаем вас в Собор на Малой Грузинской на концерт: Весеннее болеро. Ансамбль Miramar (Пуэрто-Рико)

https://artbene.ru/concert/08-03-2020/

Выступают: Ансамбль Miramar (Пуэрто-Рико) Квартет им. А. А. Алябьева

В программе: латиноамериканская музыка в жанре болеро

Органная музыка для человека

3.02.2020|

Сицилийский органист и композитор Марко Д’Авола часто удивляет журналистов сочетанием глубокой религиозности с удивительной живостью и стремлением к новаторству. Сам музыкант считает что в этом нет никакого противоречия, просто он – истинное дитя солнечной Сицилии, его творчество – про поэзию маленьких уютных итальянских городов, оно не вписывается в агрессивную реальность современных мегаполисов.

Большой духовой орган Kuhn в Римско-католическом Кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, Москва
Большой духовой орган Kuhn в Римско-католическом Кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, Москва

По словам Марко Д’Авола большинство сегодняшних композиторов – это архитекторы чисел. Они находят свою индивидуальность, создавая ту или иную музыкальную технологию, а потом с помощью пиара заставляют общественность поверить, что это и есть истинное современное искусство. Если это и правда так, то для искусства наступили самые мрачные времена, ведь такой тип творчества не воздействует на эмоциональный мир человека, а значит художнику будет все труднее искать мотивы для вдохновения.

Но сицилийский органист уверен: все не так уж плохо. Несмотря на многочисленные гаджеты и самые высокие технологии человек по-прежнему состоит из души и сердца, он ищет красоты, избегая нелогичного абсурда. А еще большинство из нас верит в традиционные ценности, даже если и убеждают сами себя в обратном. Иначе ведь музыка Баха, Вивальди, Моцарт и других классиков давно стала бы невостребованной. А она жива. И не только она. Даже григорианский хорал возвращается к широкому слушателю, как это не удивительно. Марко Д’Авола верит: существует универсальный язык сердца, который невозможно подделать никакими техниками, или экспериментами ради эксперимента, которые так любят модные деятели искусства. Музыкант признается, что пишет именно сердцем, находя мотивацию для творчества в простых радостях жизни и ежедневных эмоциях.

Это общение с женой и дочерьми, наслаждение красотой природы. Также много смысла Марко Д’Авола находит в изучении истории, здесь для него тоже есть своя красота, несмотря на многие тяжёлые кровавые эпизоды. Может быть, и органистом Марко Д’Авола стал из-за своего увлечения историей? Орган – музыкальный инструмент, связанный с многовековой традицией, играя на нем, словно погружаешь в исторический процесс.
В тоже время, его тембровое разнообразие оставляет место для новаторства. По словам сицилийского музыканта, именно орган позволяет композитору создавать всегда новую и очень личную атмосферу. При этом всё индивидуальное и сокровенное, сыгранное на органе, преломляется через призму вечности.

Органная музыка влияет на человека очень глубоко, оно укрепляет и воспитывает душу. Это понимали правители прошлого, которые очень тщательно выбирали себе придворных органистов. Марко Д’Авола мечтает возродить подобное отношение к органному искусству. Поэтому он не только играет на органе и сочиняет музыку, но занимается общественной деятельностью.

Большой духовой орган Kuhn в Римско-католическом Кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, Москва
Большой духовой орган Kuhn в Римско-католическом Кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, Москва

Он – художественный руководитель международного органного фестиваля «Город Рагуза», почётный инспектор по охране исторических органов в Сицилии. Вместе со своей командой он смог добиться привлечения внимания к старинным органам и признания южно-итальянской органной традиции частью всемирного наследия Юнеско.

Он привезет в Москву не только свою любовь к органам, итальянскую харизму и оптимизм. В программе заявлен цикл его музыкальных зарисовок родной Сицилии. Наверное, услышать их – это будет почти, как побывать там. Рассказ на языке сердца…

Приглашаем вас в Собор на Малой Грузинской на концерт: Музыка соборов мира: Марко Д’Авола (орган, Италия)

https://artbene.ru/concert/19-02-2020/

Выступает:
Титулярный органист собора св. Иоанна Крестителя в Рагузе
Марко Д’Авола (орган, Италия)

В программе: И. С. Бах, Т. Дюбуа, С. Франк, Э. Жигу, М. Э. Босси, Э. Элгар, М. Д’Авола

Вселенная Pink Floyd

3.02.2020|

Еще совсем недавно рок и академическая музыка находились на разных полюсах. Даже типажи музыкантов было принято противопоставлять друг другу. Домашний мальчик со скрипкой и отвязанный рокер. Сегодня границы рухнули. Исполнение рок-хитов симфоническим оркестром постепенно становится совершенно обычным делом. Как относиться к этой новой тенденции?

Pink Floyd - Британская рок-группа
Pink Floyd – Британская рок-группа

Существует много разных мнений, в том числе, резко отрицательных. «Академистов», исполняющих рок, часто обвиняют в отсутствии собственных идей и дешевом популизме. Академический виолончелист, играющий рок, вполне может услышать от коллеги-сноба, что «опустился до эстрады». Некоторые даже сравнивают академическое исполнение рок-музыки с цирком. Однако, если бы симбиоз этих музыкальных культур действительно был только эпатажем, явление быстро бы сошло на нет. А оно развивается. Что это? Неожиданная гармония противоположностей?

Собственно, ничего неожиданного здесь нет, ведь рок, по большому счёту, не развлекательный вид искусства, а скорее – концептуальный. И энергетика его совершенно не камерная, как например, у джаза или бардовской песни. Задача рока – транслировать крупные образы на большие массы народа. Собственно говоря, примерно также обстоят дела в классической симфонии. И первыми это заметили как раз сами рокеры. Многие из них «слышали» симфоническое звучание в своих произведений и искали возможности сотрудничать с оркестрами или создавали эффект «симфонизма» с помощью синтезаторов. Термин «симфо-рок» появился как раз раньше моды на оркестровые каверы и уж точно это направление возникло не ради дешевого популизма. Но академический симфонизм – это не только оркестр. Есть еще совершенно особый мир церковного органа. И вот здесь пересечений с рок-музыкой чуть ли не больше. Может, потому что в рок-группах очень часто используется орган, хоть и немного другого тембра? И почти все рокеры обожают Баха. Есть еще один интересный момент: мелодии многих современных католических песнопений очень близки к рок-балладам. Может быть, их связывает та самая готика, которая такая разная для продвинутых искусствоведов и простых людей?

Термин «готика» предполагает искусство в том числе, музыкальное в Европе примерно с XI по XV век. Но есть и современная субкультура, называющая себя “готами”, воспринимающая рок-музыку. Эти люди чаще всего не знают “настоящей” средневековой готики, но ищут того же “устрашающего величия”, как и средневековые люди.

Приглашаем вас в Собор на Малой Грузинской на концерт: Вселенная Pink Floyd

https://artbene.ru/concert/14-02-2020/

Выступает:
Детский хор «Кантилена»
Дмитрий Фролов (ударные)
Нитай (электрогитара)
Органный дуэт ARTBENE: Анна Ветлугина и Дмитрий Максименко

В программе: органные каверы и импровизации на темы Pink Floyd

Январь 2020

От Баха до Шагала

27.01.2020|

Интернет и развитие авиации сделали наш земной шар маленьким и прозрачным. Все достижения культуры и искусства оказались перед нами, словно в меню ресторана: приходи и заказывай. А если хочется и того и того и еще, как говорил Винни-Пух, без хлеба? Можно ли смешивать блюда по-своему? Конечно! И XXI век проходит под знаком новых сочетаний. Симфонические оркестры исполняют классику рока. Из «Божественной комедии» Данте делают компьютерную игру. Модницы носят вечернее платье с кедами. Ну и конечно, повсюду всевозможный синтез жанров. Например музыка и живопись. Но если задуматься, новое, в данном случае, это даже не очень хорошо забытое старое. Ведь на протяжении всей своей истории человечество приглядывалось к родству звука и цвета.

Уже в Древней Индии проводили параллели между музыкальным звукорядом и цветовой палитрой. Позднее Аристотель написал о соотношении музыкальных созвучий с цветом, а в 1730 году французский священник, Луи Бертран Кастель построил «цветовой» клавесин, в виде рамки с окошками из разноцветных стекол, Их было шестьдесят, за каждым горела свечка, на каждом окошечке висела занавесочка, соединенная с определенной клавишей обычного клавесины. От нажатия она приподнималась и публика видела вспышку определенного цвета. Знаменитый музыкант Г. Телеманн даже специально ездил во Францию, посмотреть на изобретение Кастеля и сочинил пьески специально для «цветового» клавесина, да еще и книгу о нем написал.

Столетие спустя композиторы-романтики не на шутку увлеклись музыкальными пейзажами, а потом и вовсе в музыке возник импрессионизм – направление пришедшее из живописи. Появился «Лунный свет» и «Ароматы и звуки вечернем воздухе реют» К. Дебюсси. Не отставала и русская композиторская школа. «Рассвет на Москвой-рекой» и «Картинки с выставки» М. Мусоргского быстро завоевали любовь слушателей. А. Скрябин подошел к синтезу звука и цвета с научной точки зрения. Его по праву считают отцом цветомузыки. В партитуре «Поэмы огня» он специально прописывал цветовую строку. Его современник, художник В. Кандинский придумал систему соответствие цветов и тембров. По его мнению виолончель звучала синим цветом, трубы красным, а флейты – голубым.

Примерно в это же время – на рубеже XIX-ХХ веков ученые впервые серьезно задумались о синестезии – особенности, при которой музыкальные звуки вызывают у человека определенные цветовые ассоциации, так называемый, «цветной слух». Эта особенность, обнаруженная у многих великих музыкантов, стала казаться многим, чуть ли не синонимом гениальности, однако, это просто свойство восприятия, встречающееся у людей, независимо от их таланта. Так или иначе, мы все способны на совмещенные цветозвуковые ощущения. Ассоциации такого рода доступны даже маленьким детям. Многие педагоги успешно используют взаимодействия музыки и живописи для творческого развития ребенка. На занятиях малыши сначала слушают музыку, а потом рисуют по мотивам музыкальных произведений.

А взрослым интересны более серьезные параллели. Например, есть ли у музыкальных шедевров «двойники» в мире живописи и наоборот? И всегда ли эти «двойники» совпадают во времени? А вдруг структуры музыки Баха повторяются в линиях Пикассо?

Приглашаем вас в Собор на Малой Грузинской на концерт: Музыка и живопись. От Баха до Шагала

https://artbene.ru/concert/01-02-2020/

Выступает: Авнэр Вэриус (скрипка)
Марина Омельченко (орган)

В программе: А. Вивальди, И. С. Бах, Дж. Тартини, К. Дебюсси, С. Прокофьев, А. Пьяццолла и др.

Барокко и джаз

27.01.2020|

Братья Андрей и Михаил Ивановы – парадоксальные джазмены, сделавшие себе имя на базе самого серьезного академизма. Критики определяют их творческий стиль как «гиперклассицизм в джазе». По названию может показаться, что музыканты «законсервировались», перепевая великих, и стабильно «классично» исполняя вечнозеленые мелодии. На деле все совершенно не так. Братья Ивановы смело синтезируют целые пласты музыкальных эпох и направлений. Каждое их выступление становится захватывающим действом, самобытным и неповторимым.

Этот творческий метод заставляет Андрея и Михаила привлекать в свои проекты очень разных музыкантов. Это титаны джаза, такие как Игорь и Олег Бутман, Аркадий Шилклопер, Георгий Гаранян и другие. Но это также Денис Мацуев, Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. И это рок-музыканты, например, лидер группы «Моральный кодекс» Сергей Мазаев. Особое внимание братья уделяют музыке эпохи барокко, постоянно сотрудничая с оркестром “Musica viva» и другими подобными коллективами. Будучи серьезным авторитетами в области джаза, они ощущают себя не столько джазменами, сколько просто музыкантами, очень любящими джаз. Истоки этой любви лежат ещё в советской истории. Как говорит Михаил Иванов «Мы полюбили джаз за правду. Время было советское, с замороженностью эмоций. Джаз был не только способом самовыражения музыкантов, но символом свободы вообще».

Самое интересное что в Советском Союзе примерно в таком же положении оказалась старинная музыка. Всё что было до Баха очень не рекомендовалось к изучению и исполнению – ведь самые значимые из музыкальных шедевров Ренессанса были связаны с церковной практикой. А религию в то время называли «опиум для народа». Даже Баха советские музыковеды старались сделать более «светским», делая акцент на его якобы крестьянском происхождении и связи творчества с народной песней. Те из советских музыкантов, которые в противовес официальным предписаниям всё-таки занимались старинной музыкой, оказывались чем-то вроде диссидентов. Поэтому синтез джаза и барокко, который так любят братья Ивановы, имеет в нашей стране особую историю. На грани этих двух стилей Андрей и Михаил создают свою авторскую музыку, которая удивляет и запоминается.

«Братья Ивановы» – уважаемый музыкальный бренд, известный с 1988 года. Что помогает им не сдавать позиции в течение такого долгого времени? Вероятно, гармония контрастов. Постоянные и бесстрашные музыкальные эксперименты на серьезной академической базе.

Музыка с перекрестка трех стран

14.01.2020|

В старом парке в пригороде Аахена есть необычная достопримечательность – столб, торчащий из центра круга. Сам круг поделен три части, указывая на пересечение границ трех государств – Германии, Бельгии и Нидерландов. Место это называют углом трех стран, по-немецки Drielandenpunt.

Aachen, Germany.
Aachen, Germany.

Аахен считается немецким городом, но его смело можно назвать колыбелью всей современной Европы. Именно здесь когда-то в конце VIII века Карл Великий основал столицу государства франков, вокруг которой собрал под знаменем христианства многие народы. Огромный Аахенский собор король задумал олицетворением небесного Иерусалима, символом союза земли и неба.

Наверное не случайно что органист Штефан Энгельс начал свою музыкальную карьеру именно в Аахене. В этом городе есть потенциал к большим масштабам. После Аахенаа Стефан продолжил свое обучение по классу органа и хорового дирижирования в Дюссельдорфе и Кёльне, а потом уже судьба занесла его в Америку, где его во второй родиной стал Даллас и, в какой-то степени Чикаго. Но всё-таки началом карьеры органиста стало присуждение ему золотой медали на конкурсе в Канаде в 1998 году. Сразу после этого Штефан Энгельс стал заведовать кафедрой органного искусства в хоровом колледжи в Принстоне. Чуть позднее ему пришлось совмещать работу в Германии и в Америке. Он возглавлял отдел органа в Высшей музыкальной школе имени Мендельсона в Лейпциге и кафедру органа в Южном методистской университете в Далласе. В какой-то степени Штефана Энгельса можно назвать органным мостом между Старым и Еовым светом его. Впрочем, его концертные деятельность имеет более обширную географию. В гастрольном списке органиста не только Европа и Северная Америка но также Южная Корея и Россия. Также Энгельс записал более 15 альбомов с сочинениями Макса Регера, Оливье Мессиана, Марселя Дюпре и Карга-Элерта.

Приглашаем вас в Собор на Малой Грузинской на концерт: Органисты мира: Штефан Энгельс (Германия – США) https://artbene.ru/concert/29-01-2020/

Выступает: Профессор Южного методистского университета в Далласе (Техас, США) – Штефан Энгельс (орган, Германия – США)

В программе: И. С. Бах

Песнь о Вавельском замке

10.01.2020|

Польскому композитору Феликсу Нововейскому довелось пережить самые разные этапы истории свои родной страны. Он родился в конце XIX века, когда страны под названием Польша, не существовало. Когда подавили восстание Тадеуша Костюшко, она была разделена между Пруссией, Австро-Венгрией и Россией. С раннего детства Нововейский играл в монастыре на органе, а также занимался композицией у известного немецкого музыканта Макса Бруха.

Вавель-символ Польши
Вавель-символ Польши

В юности будущий польский классик принимал активное участие в политическом движении за Возрождение Польского государства. Из-за своей деятельности он постепенно перестал общаться с немецкими академическими музыкантами, успев все же многому научиться у них. В какой-то степени это пошло на пользу его творчеству, оно приобрело большую самобытность. В возрожденном государстве Нововейский активно работал – дирижировал и выступал с органными концертами по всей стране. Он единственный из польских композиторов, кто серьезно занимался жанром органной симфонии.

Когда началась Вторая мировая война композитор оказался в гестаповских списках, как человек неблагонадежный, представляющий угрозу для немецкой власти. Он перебрался в Краков и смог пережить там войну и дождаться победы. Его музыка охватывает несколько разных стилей, начиная от позднего романтизма, модернизма и заканчивая, практически неоклассицизмом. Ему довелось получить всеевропейское признание: Премию им. Дж. Мейербера почётное членство в Лондонском Обществе органной музыки, даже звание Папского камергера. Его органные симфонии исполнял в Нотр-Дам Марсель Дюпре.

Одно из ярких сочинений Феликса Нововейского посвящено Вавельскому замку , одному из важнейших символов Польши, и, особенно Кракова – города, ставшего для композитора последним пристанищем.

Приглашаем вас в Собор на Малой Грузинской на концерт: Рождество в дореволюционной России https://artbene.ru/concert/15-01-2020/

Выступают: Дариуш Баковский-Коис (орган, Польша)

В программе: Ф. Лист, Ф. Вальчинский, Ф. Нововейский, Ж.-Ф. Дандриё, Л.-К. Дакен, Ш.-М. Видор, З. Карг-Элерт

Рождество в дореволюционной России

1.01.2020|

В конце декабря в Москве, как и во многих других городах мира начинается предпраздничная суета. Мерцают фонарики и разноцветные елочные игрушки, мелькают праздничные надписи «С Новым годом и Рождеством!». Для большинства Новый год всё же более заметный праздник. Так повелось советских времён, но так было не всегда. В дореволюционной Москве именно на Рождество начиналось феерическое время, когда все вокруг подчинялась празднику

На железнодорожных станциях всюду раздавалось гусиное гоготание. Вагонов-рефрижираторов ведь ещё не придумали и рождественский гусь шел в Москву «живым грузом», сотнями поездов. Ходили анекдоты про знаменитых русских сыроваров, которые объедались на собственных дегустациях. Рождественскую Москву заваливало деликатесной икрой, слава о которой гремела по всей Европе. Из икры даже делали специальный праздничный суп на огуречном рассоле. Ну и конечно Рождество открывало парад всевозможных сладостей. Из окрестных городов – Тулы, Твери, Вязьмы – приезжали разные пряники: имбирные, апельсиновые, мятные, в виде овечек и человечков. Популярностью пользовалась белёвская пастила, традиции которой сегодня возродились.

Конечно, как и сегодня в дореволюционной рождественской Москве кругом пестрели сувениры, елочные игрушки, открытки. Как говорили тогда «галантерея рождественская». Были ещё специальные святочные маски и весёлые и страшные, много ангелов, хвостатые звезды и волшебные шарики из стекла которые так любили дети. Кстати, детские «елки» были уже тогда, причем некоторые состоятельные москвичи устраивали праздники для бедных детей. Жена чаеторговца В.Сабашникова, специально снимала для такой цели дом неподалеку от Сухаревской площади, нанимала Петрушку (сейчас его бы назвали аниматором) и приглашала маленьких московских оборванцев. По воспоминаниям ее дочери, Маргариты: «Каждый ребёнок получал ситец на платье или косоворотку, игрушку и большой пакет с пряниками».

Общий градус ожидания чуда, в те времена был выше,чем сейчас. И не только для детей, но и для взрослых, ведь кульминацией праздника тогда были не Кремлевские куранты, а колокола Храма Христа Спасителя, возвещающие рождение чудесного Младенца. Вся Москва собиралась послушать эти колокола, и насладиться мощным звучанием соборного хора. Москвичи могли даже подпевать хористам, ведь очень многие знали наизусть мелодии рождественских песнопений. И это совместное пение становилось мистическим ключиком, который открывает сердца для радости.

Приглашаем вас в Собор на Малой Грузинской на концерт: Рождество в дореволюционной России https://artbene.ru/concert/07-01-2020/

Выступают:
Дуэт «ARTBENE»: Анна Ветлугина (орган, клавесин) и Дмитрий Максименко (орган)
Текст читает Николай Куманейкин.

В программе: П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Ф. Лист, В. Ребиков, популярные рождественские и новогодние песни