29 декабря (пятница), 20:30–22:00
Адрес: ул. Малая Грузинская, 27/13
Серия: Mysterium Catholicum, Фестиваль

X Международный рождественский фестиваль "Искусство добра"

Выступает:

Ensemble Labyrinthus (Россия-Швейцария)

В программе: песнопения парижской школы Нотр-Дам (ок. 1170 – ок. 1230)

Билеты от 900 (700) до 2500
Дорогие друзья! Приобретая билеты, Вы соглашаетесь с правилами посещения концертов в Соборе.

Настоящая средневековая мистерия в Соборе!

Средневековые мистерии основывались, как правило, на библейских сюжетах. При этом они всегда были очень ярким событием для публики, потому что предполагали духовное участие в представлении. После мистерии человек должен был преобразиться, и так действительно случалось. Хроники сообщают, что один из графов Тюрингии, побывав на мистерии, полностью удалился от дел, пребывая в глубоком раскаянии.

Аутентичная музыка – это инструменты, сделанные по подлинным старинным чертежам, это долгое изучение древних трактатов и тщательная реконструкция манеры пения. И, конечно, это еще и уши слушателей. Мы – не средневековые люди, мы знаем о существовании джаза и рока. Но мы можем попытаться посмотреть в глубь веков и даже пожить там немного. Кто знает, вдруг это представление изменит и нас, как когда-то тюрингского графа.


Ensemble Labyrinthus (Россия-Швейцария)

Анастасия Бондарева (вокал)

Екатерина Либерова (вокал)

Ирина Дуброва (вокал)

Александр Горбунов (виела, ребек)

Данил Рябчиков (цитоль XII века, цитоль XIII века, руководитель ансамбля)

Анастасия Бондарева (вокал)

Екатерина Либерова (вокал)

Ирина Дуброва (вокал)

Александр Горбунов (виела, ребек)

Данил Рябчиков (цитоль XII века, цитоль XIII века, руководитель ансамбля)

Российско-швейцарский Ensemble Labyrinthus основан в 2010 году и исполняет музыку XII-XIV веков, как полифонию, так и монодию. Название ансамбля связано с традицией средневековых лабиринтов, в процессиях по которым, вероятно, использовалась особая паралитургическая музыка, составляющая основу репертуара ансамбля. Ансамбль Labyrinthus – первый российский ансамбль, исполняющий средневековую музыку, прорвавший «железный занавес» и выступавший на самых престижных европейских фестивлях и концертных площадках. Первый CD ансамбля – Carmina Helvetica – заслужил признание западноевропейской публики и критики (5 Pizzicato, Cd des Monat minnesang.com). Зимой 2017/8 выйдет третий диск ансамбля, записанный в сотрудничестве со знаменитым французским певцом Марком Мойоном.

Mos florentis venustatis (кантилена, Иоанн Перкхаузенский, ок. 1360 г.)

Circa canit Michael (рондель, неизв. автор школы Нотр-Дам, ок. 1200)

Illuxit lux (рондель, неизв. автор школы Нотр-Дам, ок. 1200)

Non livoris ex rancore (кондукт, Филипп Канцлер, ок. 1160-1236)

Stantipes Beata Viscera (эстампи на темы кондукта Перотина Великого, Данил Рябчиков)

Verbum Patris humanatur (кондукт, неизв. автор, версия кембриджской рукописи, XII в.)

Magno gaudens gaudio (кондукт, неизв. автор, XII в.)

Dança nunc clericorum (Данил Рябчиков, Александр Горбунов на темы аквитанских версов XII в.)

Annus novus in gaudio (верс, неизв. автор, XII в.)

Nota in primo modo (нота, Данил Рябчиков на темы литургических произведений XIII в.)

Ortus dignis Christi signis (кондукт, неизв. автор, XIV в.)

Excitatur caritas in Jericho (кондукт, Вальтер Шатильонский,  ок. 1135 – ок. 1200)

Procedenti puero (рондель, неизв. автор школы Нотр-Дам, ок. 1200)

Stantipes Procedenti puero (эстампи на темы ронделей школы Нотр-Дам, Данил Рябчиков)

Gregis pastor Tityrus (верс, неизв. автор, версия сен-марсьяльской рукописи XII в.)

Stantipes Katarina (эстампи на темы аквитанских версов XII в., Данил Рябчиков, Александр Горбунов)

Nicholai presulis (кондукт, неизв. автор школы Нотр-Дам, ок. 1200 г.)

Stantipes veri floris (эстампи на темы кондуктов школы Нотр-Дам, Данил Рябчиков)

Excelsus in numine / Benedictus Dominus (мотет, неизв. автор, XIII в)

Ecce mundi gaudium (рондель, неизв. автор школы Нотр-Дам, ок. 1200)

Nobilitas ornata (кантилена, Адам де ла Бассе, ок. 1280 г.)

Внимание! В программе возможны изменения!

Настоящая средневековая мистерия в Соборе!

Школой Нотр-Дам сейчас называют авторов 1170-1240 годов, связанных не только с самим парижским собором Нотр-Дам (чье строительство началось в 1163 году, при прадеде Людовика IX – Людовике VII,  алтарь был освящен в 1182 при деде Людовика IX – Филиппе Августе, а основное строительство закончено уже в царствование Людовика Святого), но и с другими парижскими соборами и монастырями.

Полифоническая музыка к тому времени записывалась уже несколько столетий, но многие из жанров, которые культивировала школа Нотр-Дам – органумы, кондукты, мотеты – стали не только одной из вершин музыки Высокого Средневековья, но и одной из вершин вокальной музыки вообще. Благодаря, вероятно, авторам этой школы закрепился в европейской музыке окончательный переход полифонии от исполнительской практики к композиции в современном смысле этого слова. Со школой Нотр-Дам связаны имена великих композиторов и поэтов – Леонина, Перотина, Филиппа Канцлера, Вальтера Шатильонского.

Вместе с многоголосием рукописи школы Нотр-Дам донесли до нас десятки одноголосных произведений – от пространных и витиевато выстроенных (словно лэ) кондуктов до танцевальных праздничных ронделей, с которыми связаны как церковные танцы, так и церковные процессии.

В концерте звучат: Орган Kuhn, Ребек, Хор, Цитоль, виела романская

В нескольких словах (теги): Аутентичные инструменты, Исторические инструменты, Мистерия, Мистика, Средние века, Фестиваль