Концерт состоялся 26 июля 2017 года
Серия: Вечер в Соборе

Выступал:

Дмитрий Ушаков (орган)

В программе: И.С. Бах

Смотреть трансляцию на Youtube

«Лейпцигские» хоралы Иоганна Себастьяна Баха – это своеобразный органный The best, собранный самим автором. В последнее десятилетие жизни Бах подводил итоги своего творчества, многое редактировал или отсекал вовсе. Для итогового хорального сборника он выбрал семнадцать лучших хоралов, созданных в течение всей жизни, и еще один дописал уже перед смертью. Эта композиция называется символично «Пред троном Твоим предстаю я». К сожалению, великий композитор не успел издать сборник, но все отобранные хоралы сохранились и до сих восхищают как знатоков, так и простых меломанов.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Восемнадцать «Лейпцигских» хоралов:

«Komm, Heiliger Geist» [«Приди, Дух Святой»], BWV 651

«Komm, Heiliger Geist» [«Приди, Дух Святой»], BWV 652

«An Wasserflüssen Babylon» [«На реках Вавилонских»], BWV 653

«Schmücke dich, o liebe Seele» [«Укрась себя, о милая душа»], BWV 654

«Herr Jesu Christ, dich zu uns wend’» [«Господь Иисус Христос, призри на нас»], BWV 655

«O Lamm Gottes unschuldig» [«О, невинный Агнец Божий»], BWV 656

«Nun danket Alle Gott» [«Возблагодарим вместе Господа»], BWV 657

«Von Gott will ich nicht lassen» [«Бога я не оставлю»], BWV 658

«Nun komm’ der Heiden Heiland» [«Приди, язычников Спаситель»], BWV 659

«Nun komm’ der Heiden Heiland» [«Приди, язычников Спаситель»], BWV 660

«Nun komm’ der Heiden Heiland» [«Приди, язычников Спаситель»], BWV 661

«Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’» [«Единому Богу в вышних да будет честь»], BWV 662

«Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’» [«Единому Богу в вышних да будет честь»], BWV 663

«Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’» [«Единому Богу в вышних да будет честь»], BWV 664

«Jesus Christus, unser Heiland» [«Иисус Христос, Спаситель наш»], BWV 665

«Jesus Christus, unser Heiland» [«Иисус Христос, Спаситель наш»], BWV 666

«Komm, Gott, Schöpfer, heiliger Geist» [«Приди, Бог-Творец, Святой Дух»], BWV 667

«Vor deinen Thron tret’ ich» [«Пред троном Твоим я предстою»], BWV 668

В лютеранской традиции, к которой принадлежал Иоганн Себастьян Бах, очень важное значение в богослужении имеет пение хоралов: это молитвенные песнопения, где рифмованные стихи положены на простые и легко запоминающиеся мелодии, которые повторяются в каждом куплете, и их без труда поет вся община. Во времена Баха некоторые хоралы могли заменяться игрой на органе, притом верующие узнавали эти песнопения по знакомым традиционным мелодиям. Иногда такие органные пьесы использовались не столько для замены, сколько для подготовки общины к пению какого-нибудь хорала. Поэтому они назывались «органными хоралами» или «хоральными прелюдиями». Бах сочинил немало подобных пьес. Те из них, которые он считал наиболее удачными, он объединял в сборники.

Один из наиболее известных органных циклов Баха – «18 лейпцигских хоралов» – отличается особым многообразием представленных в нем стилей и жанров. Этот цикл был оформлен Бахом в Лейпциге в последнее десятилетие его жизни; композитор собрал его из своих произведений, написанных более чем на четверть века раньше, когда он служил придворным органистом в Веймаре.

Сегодня цикл «18 лейпцигских хоралов» прозвучит в нашем соборе полностью.

В концерте звучали: Орган Kuhn

В нескольких словах (теги): Виртуозная игра, Вокруг Баха, Настоящий орган: каким он должен быть

Фотографии с концерта «И.С. Бах. Лейпцигские хоралы»

Опубликовано через нашу страницу facebook.