Концерт состоялся 18 августа 2017 года
Серия: Вечер при свечах

Выступали:

Анастасия Сидельникова (орган)
Фёдор Строганов (орган)

В программе: В.А. Моцарт, Й. Гайдн, Л. Бетховен и др.

Моцарт, Гайдн, Бетховен в исполнении двух органистов на двух больших инструментах Собора: легендарном органе Kuhn и концертном инструменте фирмы Rodgers

Венская классика на двух органах. Полнящаяся жизни музыка Вольфганга Амадея Моцарта и Йозефа Гайдна в новой космической аранжировке. К тембровой свежести добавляется стереофонический эффект, ведь органы расположены в разных концах собора. Публика оказывается в гуще музыкальных событий в прямом смысле. Помимо органов звучит и сам собор: его своды усиливают и облагораживают звук не хуже современной качественной аудиосистемы. Погрузитесь в акустическое море органного дуэта.

Солистка Московской государственной академической филармонии,
Лауреат международных конкурсов
Анастасия Сидельникова (орган)

Лауреат международных конкурсов
Фёдор Строганов (орган)

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
«Маленькая ночная серенада», KV 525, I часть (Allegro) [переложение для органа в 4 руки]
Церковная соната ми-бемоль мажор, KV 67 [переложение для двух органов]
Церковная соната до мажор, KV 336 [переложение для двух органов]
Симфония № 40 соль минор,  KV 550, I часть (Molto allegro) [переложение для органа в 4 руки]
Йозеф Гайдн (1732-1809)
Концерт для органа с оркестром до мажор, I часть [переложение для двух органов]
Пьеса для часов с флейтами , Hob. XIX:32
Вольфганг Амадей Моцарт
Фантазия для механического органа фа минор,  KV 608
Из Реквиема, KV 626 [переложение для органа в 4 руки]:
Introitus, Kyrie
Confutatis
Lacrimosa
Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
Соната для фортепиано № 14 [«Лунная»], Op. 27, № 2 , I часть (Adagio sostenuto) [переложение для двух органов]
Симфония № 5,  Op. 67,  I часть (Allegro con brio) [переложение для органа в 4 руки]

В этот день в нашем соборе прозвучали сочинения трех величайших венских классиков: Моцарта, Гайдна и Бетховена. Исполнялись они на органе и иногда на двух органах. Это может показаться весьма необычным, ведь эти авторы, если и сочиняли музыку для органа, то совсем редко. В основном они известны как выдающиеся симфонисты. И звучали большей частью именно их симфоническая музыка – но в переложении: либо для двух органов, либо для органа в четыре руки. Орган обладает колоссальными возможностями передачи различных тембров и способен приближаться к звучанию самых разных инструментов, составляющих симфонический оркестр.

Недоумение могло вызвать и то, что этот концерт называется «Моцарт и друзья». О том, что Моцарт и Йозеф Гайдн были большими друзьями, хорошо известно. Но действительно ли он дружил со своим младшим современником Бетховеном? Сведения о том, что Бетховен когда-то брал уроки у Моцарта, многие специалисты подвергают сомнению. Доподлинно известно только об одной их встрече. Но так или иначе, творческий путь Бетховена невозможно себе представить без очевидного влияния Моцарта, и неважно, происходило ли оно в живом общении двух гениев или как-то иначе.

В программе этого вечера были две пьесы, которые не являются в полном смысле переложениями, но названия которых могут тоже вызвать недоумения: это Фантазия Моцарта «для механического органа» и Пьеса Гайдна «для часов с флейтами». Что же такое «механический орган» и «часы с флейтами»? Как это ни удивительно, речь идет не об обычном органе, на котором играет музыкант, нажимающий пальцами на клавиши и ногами на педали, но о механическом органе. Механический орган представлял собой одно из сложнейших достижений техники того времени. Это была по сути дела шарманка, только весьма усовершенствованная. Звуки в ней извлекались как у духового органа, но не игрой музыканта, а механически – благодаря заложенной в нее программе. Механический орган обычно был составной частью огромных часов, и в определенное время начинала звучать запрограммированная в нем пьеса. Поскольку каждый механический орган был предметом роскоши, стоившим немалых денег, пьесы для них заказывались наиболее известным в те времена композиторам. И хотя многие из этих дорогостóящих проектов так и не были доведены до конца, некоторые из написанных для них пьес оказались настолько гениальны, что уже не одно столетие их исполняют органисты в разных странах мира.

В концерте звучали: Орган, Орган Kuhn

В нескольких словах (теги): Австрия, Живые свечи, Концерт для двух органов, Романтический вечер