Твое место среди первых

Подпишись на новости фонда, получай актуальную афишу, уникальные промокоды и специальные предложения на билеты!

Адрес: ул. Малая Грузинская, 27/13

Концерт состоялся 15 ноября 2019 года

Ave Maria, Вечер в Соборе

При поддержке Посольства Эстонии в Москве и Министерства культуры Эстонии

Выступал:

Ансамбль Hortus Musicus

В программе: Вальтер фон дер Фогельвейде, К. Монтеверди, Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Корелли и др.

Эстонский коллектив Hortus Musicus – настоящая легенда в области старинной музыки. Свой первый концерт ансамбль дал в 1972 году. Изначально для музыкантов «бегство» в добаховскую эпоху было тихим протестом против советской идеологии, но со временем превратилось в дело жизни. Особенность Hortus Musicus в отказе и от фанатичного аутентизма, и от нарочитого осовременивания средневекового материала. Музыканты исполняют древние песни, осознавая себя людьми XXI века, но при этом глубоко изучают источники, которыми пользуются. На их концертах всегда удачно совмещаются стильность исполнения и живость подачи. На этот раз знаменитый ансамбль везёт в Москву программу, посвящённую Пресвятой Деве.


Ансамбль Hortus Musicus

Андрес Мустонен (скрипка)
Анто Ыннис (тенор, ударные)
Тынис Кауманн (баритон, ударные)
Рихо Ридбек (бас, ударные)
Олев Айномяэ (шалмей, блокфлейта, дудук)
Тынис Куурме (средневековый фагот, раушпфайф, блокфлейта)
Вальтер Юргенсон (тромбон)
Имре Ээнма (виолоне)
Тааво Реммель (контрабас)
Иво Силламаа (клавесин, орган)

Художественный руководитель – Андрес Мустонен

Андрес Мустонен (скрипка)
Анто Ыннис (тенор, ударные)
Тынис Кауманн (баритон, ударные)
Рихо Ридбек (бас, ударные)
Олев Айномяэ (шалмей, блокфлейта, дудук)
Тынис Куурме (средневековый фагот, раушпфайф, блокфлейта)
Вальтер Юргенсон (тромбон)
Имре Ээнма (виолоне)
Тааво Реммель (контрабас)
Иво Силламаа (клавесин, орган)

Художественный руководитель – Андрес Мустонен

На склонах холма Тоомпеа в Таллине возвышается Надвратная башня, которая вот уже больше 30 лет служит домом для ансамбля Hortus Musicus, празднующего свой 45-ый день рождения в этом году. Такой возраст феноменален для камерного ансамбля, и Hortus сейчас самый старый постоянно действующий ансамбль старинной музыки в Европе. Симбиоз Hortus Musicus и Надвратной башни полон таинственного смысла. Надвратная башня – возможно, самое оригинальное сооружение городских стен, а Hortus Musicus – самый самобытный ансамбль старинной музыки. Hortus Musicus не поддаётся классификации. Музыканты с академическим образованием под руководством Андреса Мустонена, пламенного диссидента, сразу же, с момента основания в 1972 году, нашли свою «собственную» музыку, практически не исполнявшуюся не только в СССР, но и на Западе. Это была старинная музыка, которая соответствовала неистовому желанию молодых людей найти что-нибудь доселе неизвестное. За долгое время своего существования Hortus Musicus затронул практически всю европейскую музыкальную историю от григорианских хоралов до великих барочных композиторов XVIII века. Репертуар Hortus Musicus необычайно обширен. Легче сказать, какой из жанров или периодов европейской старинной музыки не появлялся в программах ансамбля за 45 лет. Секрет долголетия Hortus Musicus кроется в их бескомпромиссной креативности, а название «ансамбль старинной музыки» касается только музыкального материала. Сама музыка рождается заново с каждой репетицией и концертом, «старая» музыка становится «своей» и «новой». И совершенно естественным образом уже с самого начала возникло взаимопонимание со всеми другими музыкальными диссидентами в Эстонии и в России. Например, поразительно минималистичные работы Арво Пярта в стиле tintinnabuli были исполнены в конце 1970-х годов именно в сотрудничестве с ансамблем Hortus Musicus. Затем такие композиторы, как Гия Канчели, Александр Кнайфель, Лепо Сумера, Эркки-Свен Тююр, Галина Григорьева и другие, писали и посвящали музыку ансамблю. Не знающая отдыха артистическая природа и неисчерпаемая энергия Андреса Мустонена, харизматического руководителя и дирижёра, привела к тому, что всё чаще и чаще его можно увидеть за пультами лучших европейских симфонических оркестров. Причём, как истинно творческая личность, А. Мустонен с лёгкостью перемещается от академической музыки к альтернативной (старинная музыка, джаз, рок, фолк). С самого начала Hortus Musicus стал желанным участником многих музыкальных фестивалей по всему миру – Берлин, Мюнхен, Париж, Лондон, Москва, Санкт-Петербург, Бостон, Венеция, Варшава, Краков, Тель-Авив, Копенгаген, Прага, Братислава, Антверпен, Бристоль, Глазго, Хельсинки, Виллах, Гетта, Мальмё, Стокгольм, Локенхаус, Вена, Линц, Инсбрук, Санкт-Галлен, Герне, Вюрцбург, Регенсбург, Сарагоса, Утрехт и т.д. Кроме участия в фестивалях, ансамбль проводит концертные туры практически во всех европейских странах, а также в Америке, Японии и Израиле. В сотрудничестве со звукозаписывающей компанией «Maypole» ансамбль записал более 20 дисков, каждый из которых с музыкальной точки зрения представляет собой целостную концертную программу: «Gregorian Carols», «Early polyphony», «Daniel’s Play», «Francesco Landini and Trecento», «Secular Music of the Middle Ages», «Venetian Canzons», «16th Century French Dances and Chansons», «Spanish Golden Age», «Music at the Baltic Sea», «Chamber Music of Gustav Vasa», «G. Ph. Telemann’s Parisian Quartets», музыка европейских дворов XVI-XVII вв. Кроме того, об ансамбле Hortus Musicus было снято три фильма: «Centuries in Stone and Music», «Jug on the Spring», «Garden of Music», а также несколько телевизионных программ. В настоящее время в ансамбле играет 10 музыкантов – три певца и семь инструменталистов. Деятельность ансамбля Hortus Musicus всегда сопровождалась жаждой гармонии, любви, красоты и жизни в любой музыке. Совершенно естественно, что репертуар ансамбля с годами расширился через века и страны. Пример успешной программы — «Olles teel…» («В дороге…») – в которой средневековая музыка исполняется наряду с древними индийскими рагами и израильскими храмовыми песнопениями, ранней христианской музыкой из Армении и арабскими мугамами. И если всё это рассматривать через призму вечной правды, выясняется, что эта музыка, разделённая временем и пространством, имеет больше общего, чем различного. Мир не так велик, как кажется!

Мозарабское песнопение «Deus miserere»

 

Вальтер фон дер Фогельвейде

«Palästinalied»

 

Неизвестный французский автор XIV в.

«La quinte estampie real»

 

Неизвестный испанский автор XIII в.

«Como poden per sas culpas» (из сборника «Cantiga de Santa Maria»)

 

Неизвестный испанский автор XIV в.

«Stella splendens» (из сборника «Llibre Vermell»)

«Polorum Regina» (из сборника «Llibre Vermell»)

 

Неизвестный автор XIV в.

«Chançoneta tedescha»

 

К. Монтеверди

«Cantate Domino»

 

Дж. Габриели

Canzona quarta

 

К. Монтеверди

«S’el vostro cor, madonna» (Libro VII, 1619)

«Non voglio amare» (Libro IX, 1651)

«Vaga su spina ascosa» (Libro VII, 1619)

 

Дж. Фрескобальди

Канцона

 

К. Монтеверди

«Zefiro torna, e di soavi accenti» («Scherzi musicali», 1632)

 

А. Корелли

La folia, Op. 5, № 12 (аранжировка Т. Кауманна)

В концерте звучали: Блокфлейта, Виолоне, Вокал, Дудук, Клавесин, Контрабас, Орган, Раушпфайф, Скрипка, Средневековый фагот, Тромбон, Ударные, Шалмей

В нескольких словах (теги):