Концерт состоялся 9 августа 2017 года
Серия: Вечер в Соборе

Выступал:

Жан-Филипп Лё Треву (орган, Франция)

В программе: Органные импровизации на библейские сюжеты в итальянской живописи эпохи Возрождения

Концерт сопровождался проекцией произведений итальянских живописцев

Что нужно композитору для написания прекрасной музыки? Гусиное перо, супермощный компьютер, высшее образование? Всё это важные вещи, но важнее их вдохновение. Если оно вдруг не пришло – не стоит и садиться творить, лучше подождать. А вот импровизатору ждать не положено. Он выходит на сцену в назначенный день и создает музыкальные произведения прямо на сцене. Они отличаются от написанных заранее непредсказуемостью и сиюминутной живостью, будто интересное лицо, мелькнувшее в толпе. Чаще всего берется за основу какая-то мелодия, на которую музыкант наслаивает свои мысли и состояния. В этом концерте темы были не музыкальные, а живописные. В регистрах органа ожили полотна Джотто, Леонардо да Винчи, Караваджо и других великих итальянских мастеров эпохи Возрождения на библейские сюжеты.

В программе концерта органные импровизации на основе различных сюжетов из Священного Писания и церковного предания, нашедших отражение в живописи Италии эпохи Возрождения. Видеоряд концерта составили творения прославленных итальянских мастеров. Это Джотто ди Бондоне (1266-1337), Фра Беато Анджелико (1400-1455), Филиппо Липпи (1406-1469), Джованни Беллини (ок.1430-1516), Андреа Мантенья (ок.1431-1506), Сандро Боттичелли (1445-1510), Пьетро Перуджино (1446-1524), Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Тинторетто (1518-1594), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и другие художники от Проторенессанса до раннего Барокко.

У наших современников искусство импровизации в первую очередь ассоциируется с джазом или блюзом. Но не будем забывать, что и в классической музыке оно всегда было в почете. Более того, импровизация пользовалась огромным уважением и в церковной музыкальной культуре: традиции органной импровизации насчитывают уже не одно столетие в Католической Церкви, откуда они были унаследованы и протестантскими Церквями. На первый взгляд может показаться странным существование импровизация в церкви – ведь там, казалось бы, всё должно быть очень серьезно и подчинено строгой дисциплине. Тем не менее, импровизация на органе при сопровождении богослужений появилась намного раньше, чем для тех же целей композиторы стали сочинять пьесы. Не на ком ином, как на органисте лежала обязанность заполнять музыкой паузы, когда не поет хор и не звучит голос священнослужителя, а также подготавливать своей игрой пение хора. Всё это первоначально было чистой импровизацией, и впоследствии, когда уже появился обширный репертуар сочинений для органа, такая традиция продолжала сохраняться и развиваться, успешно дожив до наших дней.

 

В этот день в нашем соборе выступил органист, известный как талантливый импровизатор:  Жан-Филипп Ле Треву из Франции – страны, где очень ценятся свои многовековые традиции органной импровизации.

 

И прошедший концерт был особенным. Он представил нам синтез музыкального и изобразительного искусства. Это были не просто импровизации, а музыкальные размышления на темы живописных творений эпохи Возрождения, в основном итальянских мастеров. Произведения живописи были представлены перед нашими взорами в видео-проекции, которой сопровождался концерт. Это многочисленные полотна или настенные росписи различных художников на самые разные сюжеты из Священного Писания, а также из церковного предания. Они были представлены не в хронологическом порядке времени их создания или их места в библейской и церковной истории, а том порядке, в каком пожелал разместить их Жан-Филипп Ле Треву. И музыка помогла нам понять связь между ними.

В концерте звучали: Орган Kuhn

В нескольких словах (теги): Виртуозная игра, Возьми автограф у знаменитости, Живая живопись, Импровизация

Фотографии с концерта «Жан-Филипп Лё Треву. От Джотто до Караваджо: звучащие шедевры»

Опубликовано через нашу страницу facebook.