Среди множества рок-групп Pink Floyd до сих пор остается одной из самых актуальных. Ее перепевают современные исполнители: творчество группы находит отклик и в современном роке, и у современных академических исполнителей.  Легендарному коллективу удалось выйти далеко за пределы молодежной субкультуры 1960-х, в рамках которой начался их творческий путь.

В свое время рок-музыка буквально “взорвала” общество: После  джаза, с его в общем-то всегда немного грустной историей, жесткие, остро-социальные композиции рока и панка объединили стадионы, стали новой музыкальной эпохой. Тексты песен молниеносно разносились на цитаты, они были на слуху благодаря тому, что впервые в популярной музыке были затронуты проблемы общества. Рок 60-х не стесняясь в выражениях повествовал о свободе, личности и новых нормах общества, отвергая любые ограничения личности. Все творчество той эпохи носило отпечаток этой идеологии.

Удивительно, но Pink Floyd изначально собрались, чтобы играть вовсе не рок, а джаз или блюз.  Сначала придумали себе уютное название “The Tea Set” (Чайный сервиз), но группа с таким названием уже существовала.  И тогда они решили назваться “The Pink Floyd Sound” – в честь любимых блюзовых музыкантов фронтмена группы Сида Барретта: Пинка Андерсон и Флойда Каунсил. Получилось длинновато и название быстро «усохло» до известного нам Pink Floyd.

Нельзя сказать, что музыканты специально искали свой неповторимый стиль. В всяком случае, работавший с ними продюсер Норман Смит никак не мог понять что хочет лидер группы Сид Барретт, но будущий основоположник целого направления в роке,  просто пребывал в своем мире, где были совершенно не важны ни модные тенденции, ни восприятие публики.

Остальные участники группы срабатывались с продюсерами гораздо легче, но именно Сид стал тем «Crazy diamond» – безумным алмазом, осветившим дорогу Pink Floyd.  Его детский эскапизм парадоксальным образом помог группе убежать от рок-действительности, но не от действительности жизни. Даже если бегло посмотреть тексты Pink Floyd  – становится виден широкий охват идей, не ограниченный обычной «протестной» рок-поэзией.

Тем не менее, несмотря некую отрешенность Сида Барретта, песни Pink Floyd попали в тренды времени. Тексты песен открывают злободневные, протестные вопросы вроде влияние войны на поколение (весь альбом “The Wall»). Есть и переклички с литературными источниками.  Альбом “Animals” напрямую связан с повестью  Дж. Оруэлла “Скотный двор”. Отсюда и знаменитый образ свиньи, знакомый поклонникам  группы по их необычным визуальным шоу.

Продуманная визуализация образов тоже всегда отличала Pink Floyd от многих других групп. Самым известным примеров визуализаций можно назвать фильм 1982-го года “Стена” (The Wall), снятый режиссером Аланом Паркером уже после пика популярности Pink Floyd (Сид Барретт покинул группу в 1968-м году). Сюжет фильма в целом почти олицетворяет не только альбом, который сопровождает весь видеоряд, но в целом творческую концепцию Pink Floyd: возведение “стен”, сепарация от внешнего мира и потом, в плену осознания собственного безумия, попытки эти стены разрушить.

Стиль музыки Pink Floyd невозможно определить одним словом. Прогрессивный рок, арт-рок, рок, спейс-рок, эйсид-рок, психоделическая музыка, экспериментальный рок, блюз-рок, хард-рок – вот неполный список определений, которые фигурируют в описании творчества группы. Это масштабное музыкальное явление, которое при всем желании нельзя уместить в какой-то один жанр. Потому композиции Pink Floyd так гармонично звучат в исполнении симфонического оркестра.

Отличительной чертой творчества Pink Floyd было стремление “расширить сознание”, выйти за грани, рамки, в то же время оградить себя от ригидного и конформистского общества. Эти идеи во многом перекликаются с общими христианскими идеями затворничества и самопознания. Возможно поэтому есть еще одна, довольно специфичная  сфера музыки, которая состоит в близком родстве с творчеством Pink Floyd: церковный орган.

 

24 марта 2019 в концертном зале ARBAT HALL

Орган непростой инструмент: с ним нелегко подружиться ни исполнителю, ни слушателю, но однажды открыв его для себя, этот звук становится узнаваем и близок. Его звучание непривычно и ново, оно стирает границы в понимании музыки, уносит за пределы сознания. Одно но. Церковные музыканты, как правило, имеют пристрастия далекие от рок-музыки. Правда, из любых правил существуют исключения.